27.06.2008
Публикации

Ма Юань [Работал в 1190 — 1224]

Искусство Ма Юаня — вершина в развитии пейзажной живописи периода империи Южная Сун (1127—1279). В его творчестве ярко и полно воплотились специфические особенности не только живописи, но во многом и всей духовной культуры средневекового Китая периода ее расцвета.

Художник работал в то время, когда пейзажная живопись уже прошла исторический путь в несколько веков, достигнув зрелости и совершенства. В этом смысле творчество Ма Юаня и его современников явилось своеобразным итогом всей предшествующей истории китайского пейзажа. Творческая зрелость и техническое мастерство позволили Ма Юаню с наибольшей полнотой и легкостью выразить в искусстве идеалы своего времени.

Ма Юань жил в период потрясений, переживаемых страной. Войны и набеги кочевников разоряли страну, а в 1127 году вся северная часть Китая была завоевана чжурчженями. Столица вместе с императорским двором и Академией живописи переместилась на юг в город Линьань (Ханчжоу). Как и прежде, пейзаж сохранил свое место ведущего жанра, однако настроения, переданные в пейзажной живописи, существенно изменились. На смену величественным, полным мощи горным ландшафтам пришли картины лирического, а порой камерного содержания.

По сравнению с мастерами предшествующих поколений Ма Юань не только располагал превосходным богатством средств выразительности, но и больше знал о мире, его эстетические представления были тоньше и значительнее. Безукоризненная точность линии и силуэта, умение построить композицию так, чтобы наиболее точно выразить идейное содержание произведения — все эти качества делают его произведения классикой китайского средневекового пейзажа.

Искусство Ма Юаня в значительной мере основано на предшествующей традиции. Одним из непосредственных предшественников художника был Ли Тан, у которого, возможно, он учился. Кроме того огромное влияние на формирование живописного почерка Ма Юаня оказала длительная традиция нескольких поколений семьи Ма. Ремесленные навыки, таким образом, передавались от отца к сыну. В частности, характерный острый графический рисунок он унаследовал от своего дяди Ма Гунсяня. Все художники семьи Ма были членами Академии живописи: семейную традицию продолжил Ма Линь — сын Ма Юаня. Однако именно творчество Ма Юаня отмечено присущей ему одному яркой индивидуальности художественного почерка.

Сведений о жизни Ма Юаня сохранилось крайне мало. Известно, что он пользовался особым расположением императора Нин Цзуна (1195 — 1224), который пожаловал его высшей наградой художников — «Золотым поясом».

В настоящее время во многих музеях мира и частных собраниях хранится несколько десятков произведений, имеющих подпись Ма Юаня или приписываемых ему. Среди них помимо многочисленных пейзажей имеются картины с изображением жанровых, исторических и мифологических сцен, а также работы в жанре «цветы-птицы». Поскольку, как правило, все сцены изображены в пейзаже, то нет резкой грани между этими группами произведений.

В отличие от произведений более ранних пейзажистов у Ма Юаня заметна склонность к таким сюжетам, где могут быть выражены лирические настроения и философские размышления человека. Поэтому самый частый и излюбленный мотив — это человек, созерцающий природу, когда сама природа вдохновляет художника. Горные пики, безбрежная гладь озера, тонкие ветви плакучей ивы, увиденные в разное время года и дня, способствуют раскрытию целой гаммы душевных переживаний.

Утки, скалы и мэйхуа. Конец XII — начало XIII века

За исключением альбомных листов с изображением волн, диких уток, плавающих под скалой в тихой заводи, у Ма Юаня почти нет безлюдных пейзажей. На некоторых картинах показана еле заметная одинокая фигура путника или занятого своим делом рыбака. На других довольно крупные и отчетливо выписанные фигуры. Но в отличие от многих других мастеров-современников у Ма Юаня нет чувства подавления человека окружающей природой, но скорее слияние с ней, духовное сближение и как бы растворение в ней.

Пейзаж с фигурой человека, созерцающего природу, можно назвать лейтмотивом творчества Ма Юаня. Этот образ навеян представлениями об идеальном представителе того времени — поэте, ученом, философе, смысл жизни которого — увидеть в красоте природы проявление главных законов мироздания, открыть истинную сущность бытия.

Состояние душевного покоя и внутренней сосредоточенности жизни на лоне природы воспевалось китайской поэзией как идеальное состояние еще со времен знаменитого поэта IV века Тао Юаньминь. Этот идеал был близок и современникам Ма Юаня, хотя сам Ма Юань не был художником-отшельником, однако живущим в горах. Но его творчество явилось ярким выражением идейных устремлений его времени.

Ученый со слугой на горной террасе Конец XII — начало XIII века

В большом пейзаже «Лунная ночь» (Хаконэ, Музей) раскрываются многие особенности его творческого метода. Он изображает поэта, лежащего под старой сосной, выросшей на вершине обрывистого острого горного пика, и любующегося красотой ночного неба, освещенного луной. Художник использует вытянутую вверх форму свитка, чтобы показать огромность освещенного луной неба, залитого таинственными светом. Ма Юаню принадлежит много свитков и альбомных листов, где изображен философ-созерцатель, любующийся природой. При всем композиционном сходстве все они чем-то различаются между собой. Автор как бы стремился достичь в своих вариациях одной темы особого эмоционального напряжения, а четкая построенность «угловой» композиции помогала ему раскрыть глубокую взволнованность человеческой души. Об этом можно судить по альбомному листу, где показан ученый, лежащий под старой сосной и созерцающий дали (Нью-Йорк, частное собрание). Здесь нет ни характерных для пейзажей прошлых столетий стремнин, ни водопадов, ни огромных скал, только туманное пространство, в которое он пристально вглядывается. Намеком передает живописец свои чувства, активизируя фантазию зрителя, позволяя ему дополнить своей фантазией картину, основанную на сложном сочетании пустот и заполненных мест. В пейзажах Ма Юаня особенно остро ощущается связь живописи с каллиграфией и пейзажной лирикой, их внутренняя смысловая близость. Во многих пейзажах Ма Юаня ощутим поэтический подтекст, а иногда почти совпадение мотива, как, например, грустного бледно-зеленого пейзажа с изогнувшейся над водой сосной и стихотворения сунского поэта Синь Цицзи:

Отполированный до блеска диск луны —

Из бронзы зеркало плывет по небосклону,

В осенние заглядывает воды

И золотит крыло волны.

У губ застыла с чаркою рука,

И, глядя вверх, я говорю с луною:

«Хэн Э, скажи, что делать с сединою,

Что истерзала душу старика?…

Многие пейзажи Ма Юаня кажутся лирически-интимными. Природа так точно выражает настроение человека, что ощущается совсем близкой и соразмерной ему. Спокойная гладь воды, неясные дали, мягкие очертания далеких холмов гармонируют со спокойной задумчивостью человека.

Многие работы Ма Юаня отличает более значительная, чем у предшествующих авторов, приближенность изображения к зрителю, а отсюда возникает и более человечное ощущение природы, хотя в разных работах это достигается по-разному. Одна из лучших работ художника «На горной тропинке весной» (Тайбэй, Дворцовый музей) отличается редкой для китайской живописи открытостью переднего плана, что позволяет зрителю войти в пространство картины. Ощущение воздуха и легкого весеннего ветра создается также изображением развевающихся тонких побегов плакучей ивы. Это произведение еще ближе, чем другие, пейзажной поэзии того времени в стремлении передать в мотиве природы строй души и настроение человека.

Пейзажу принадлежит главное место в творчестве Ма Юаня. Именно в этом жанре он с наибольшей полнотой высказал свое эстетическое суждение о мире и выразил идеалы своих современников. Хотя он и изображал мифологические сюжеты, исторические сцены, писал цветы и птиц, в применении к нему можно употребить понятие «пейзажность художественного мышления». И именно это позволяет отвести Ма Юаню важнейшее место в истории китайской средневековой живописи.

Надежда Виноградова