Братья Поль, Жан, Эрман Лимбурги [Ок. 1375/1385 – 1416]
Около шестисот лет назад была создана одна из самых прекрасных книг в истории человечества — "Великолепный часослов герцога Беррийского" (1413—1416, Шантийи, Музей Конде). Над миниатюрами для него трудились три брата — Поль, Жан и Эрман Лимбург.
Сведений о них сохранилось немного. Предполагают, что родом они из Неймегена (современная Голландия), отец — скульптор, мать — сестра известного живописца Жана Малуэля. Младшие братья, Жан и Эрман, подростками были отправлены в Париж учиться ювелирному делу. Эпидемия чумы 1399 года вынудила их спешно покинуть столицу. Вскоре братья начали работать при дворе герцога Бургундии Филиппа Смелого над миниатюрами "Нравоучительной Библии" (1402—1404, Париж, Национальная Библиотека). После смерти Филиппа (1404) их пригласил к себе его брат, герцог Жан Беррийский. Гениальные художники обрели гениального покровителя. Герцог Беррийский собрал при своем дворе талантливых писателей, художников, ученых. Братья попали в среду духовной аристократии эпохи. Герцог был страстным коллекционером — его дворцы изобиловали прекрасными картинами, коврами, ювелирными изделиями. Но самыми любимыми среди этих сокровищ были рукописные книги. Жан Беррийский не только приобретал манускрипты, но и заказывал новые лучшим мастерам своего времени. В его библиотеке хранилось около 300 рукописей. Наделенный тонким художественным вкусом и чутьем герцог сумел оценить необыкновенную одаренность братьев. Он заботливо воспитывал их, общение со знаменитыми художниками, писателями, учеными, живущими при дворе, помогло им стать образованными людьми. Для знакомства с новейшими достижениями искусства Поль, очевидно, был даже послан в Италию — следы пребывания в Милане, Падуе, Флоренции можно заметить в произведениях братьев.
Около 1408 года Лимбурги завершили работу над «Прекрасным часословом герцога Беррийского» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Часослов — молитвенная книга. Она включала календарь с именами святых на каждый день, извлечениями из Священного писания, молитвы для определенного часа церковной службы (отсюда — часослов).
Содержание часослова не было канонизировано, что предоставляло художнику большую свободу. Редкий по красоте оформления Прекрасный часослов поражает обилием миниатюр — их 223, новизной художественных приемов и тематики. Многое здесь появляется впервые: портрет заказчика, вместо орнаментального фона — пейзаж, изображение мистического мрака в миниатюре Смерть Христа, когда по евангельскому преданию среди дня «померкло солнце». Заметим, что в 1406 году во Франции можно было наблюдать полное солнечное затмение, это очевидно помогло Лимбургам воссоздать необычное освещение. Жития святых, почерпнутые из Золотой легенды Якопо Вораджине, превращаются у Лимбургов в занимательные многосерийные повествования. Многие сюжеты появляются впервые.
Так, Святому Иерониму посвящено двенадцать миниатюр. На одной из них он представлен на лекции, посвященной Платону. Но, поскольку это язычник, изучать его учение — грех. Затем следует Сон Святого Иеронима: святой спит на полу, на циновке, а вверху, в левой части листа его, полуобнаженного, засучив рукава, секут розгами два прелестных ангела; справа гневный Господь с мечом. Миниатюра красива и изысканна по цвету: на фоне лазурного неба сияют светлые одежды ангелов, алой киноварью пылают реющие вокруг Господа серафимы. Композиция отличается ясной стройностью построения.
О характере отношений герцога с художниками говорит запись в инвентаре от первого января 1410 года о подарках, полученных Жаном Беррийским: «… а также книга, из цельного куска дерева, подделанная под настоящую, но где нет ни одного листа, переплетенная в белый бархат, с позолоченными застежками с гербами Монсиньора, оную книгу Поль Лимбург и его два брата преподнесли нашему Сеньору…» Герцога попросту разыграли, очевидно уверенные, что шутка будет хорошо принята.
Вершины мастерства Лимбурги достигают в "Великолепном часослове герцога Беррийского", который по праву называют «королем манускриптов». По сравнению с "Прекрасным часословом" художники заметно продвинулись вперед. Это сказалось в более совершенном рисунке, умелой передаче человеческих фигур, естественности движений, в гармонии колорита.
Работая для подлинного знатока, каким был герцог, не стесняющего их в поисках нового, а порой и подталкивающего к этим новшествам, Лимбурги трудились с особым вдохновением. Ярче всего это проявилось в миниатюрах Календаря, посвященных трудам и занятиям в различные времена года. Мы видим жизнь и крестьян, и знатных кавалеров и дам при дворе: за праздничным столом в роскошном синем одеянии восседает сам Жан Беррийский — "Январь"; в "Апреле" — сцена обручения, рядом на зеленом лугу златовласые девушки собирают цветы; праздничная нарядная процессия — в "Мае". Сцены пахоты — в "Марте" и "Октябре", в "Июне" — косят траву и сгребают сено, в "Июле" — жнут. Каждая миниатюра утверждает мысль о том, что мир прекрасен. "Февраль" — один из первых и самых поэтичных зимних пейзажей в европейской живописи. На маленькой ферме греются у огня люди, ослик с поклажей пробирается к занесенной снегом далекой деревне — перед нами образ зимы, образ обжитой человеком и доброжелательной к нему родной земли.
В миниатюрах "Календаря" впервые в искусстве Франции появляется пейзаж конкретной местности, тени, падающие от предметов, отражения в воде. Поражает мастерство и точность в изображении архитектуры: мы узнаем мрачные башни Консьержери, драгоценное кружевное чудо готики — капеллу Сен-Шапель (Июнь), громады Венсенского замка ("Декабрь"). В полукруглых тимпанах ряда миниатюр помещены астрономические данные, помогавшие вычислять день новолуния, градусы знаков Зодиака и т. д. В "Часослове" Лимбурги не только создали образ прекрасной Франции в разные времена года, композиционным расположением отдельных листов они умело использовали эмоциональное воздействие колорита на восприятие зрителя. После приглушенного по цвету, словно притихшего "Марта" — "Апрель" и "Май" — словно распахнутое окно в солнечный мир весны, с ее радостными, яркими красками.
Прошло более половины тысячелетия, но до сих пор миниатюры Часослова поражают своими чистыми, немеркнущими красками. Каким образом художники достигали этого?
Краски приготовлялись в самой мастерской. Самой дорогой и красивой был ультрамарин, который делали из драгоценного камня лазурита; зеленую получали из малахита; фиолетовая и розовая — растительного происхождения; звонкая алая — это киноварь; орнаментальные узоры с ювелирным мастерством выполнялись из чистого золота. Существовали секреты, которые хранились в строгой тайне. Краски разводились водой, в которую добавляли немного особого клеящего вещества, иногда уксус, вино, мед, яичный желток и т. д. Каждый краситель требовал иных веществ. На изготовление книг шел пергамен, выделанный из телячьей кожи высшего качества. Из 129 миниатюр "Великолепного часослова" Лимбурги успели выполнить только 65; работа была прервана в связи со смертью Жана Беррийского в 1416 году, к этому же времени относят гибель братьев. (Над завершением манускрипта работал Жан Коломб в 1485—1489 годах.)
"Великолепный часослов" — драгоценный памятник культуры и искусства. Талантливо и поэтично он говорит нам о вере людей той эпохи, рассказывает об их трудах и развлечениях и еще о том, как прекрасна земля, озаренная ясным сиянием небес, орошаемая прохладными ручьями, благоухающая запахом сена; о том, как благословенно тепло очага в холодный зимний день. Лимбурги стали подлинными зачинателями европейского пейзажа, в их работах — радость открытия мира, предвещающая зарю Ренессанса.