29.06.2008
Публикации

Фра Анджелико (Гвидо да Пьетро) [1387/1400 — 1455]

Флорентийский живописец Гвидо да Пьетро впервые упоминается в документах в 1417 году; вскоре после этого он постригся в монахи и получил имя фра Джованни. Современники прозвали его Фра Анджелико (Ангельский брат); под этим именем он и вошел в историю.

Фра Анджелико был современником и антиподом реформатора флорентийской живописи Мазаччо. Его искусство проникнуто глубокой и искренней религиозностью. Он смотрит на мир с благоговейным восторгом, открывая в нем некий отблеск одухотворенной небесной красоты. Его задумчивые светловолосые Мадонны, ангелы в голубых и розовых, затканных золотыми звездами одеяниях хрупки и грациозны и подчас кажутся скорее небесными, чем земными созданиями.

И в то же время Анджелико наделяет предстающий в его композициях мир радостным многообразием. Он открывает прелесть цветущих лугов и стройность темных силуэтов кипарисов, прозрачные краски пейзажных далей, движение легких теней, любуется гармоничными формами колонн ренессансных портиков, переносит действие то на городские площади и улицы, то на берег моря или в уютные дворики. Мир Анджелико приветлив и радостен, в нем есть непосредственное, живое очарование. Один из самых утонченных колористов XV века, Фра Анджелико наделяет его изысканной гаммой нежных и чистых красок, нередко сочетая их с позолотой.

Алтарь Сан Марко. 1438–1440

В 1430-е годы художник пишет целую серию алтарей для флорентийских церквей, среди которых выделяется великолепный "Алтарь Святого Марка" (1438—1440, Флоренция, Музей Сан Марко), где Мадонна, восседающая на великолепном, антикизированном по облику троне, и стоящие у его подножия святые образуют единую, стройную по архитектонике группу. Особую прелесть этим алтарям придают пределлы — небольшие композиции, украшающие цоколь алтаря, в которых Фра Анджелико предстает как искусный рассказчик ("История Святого Николая", "Рим", "Ватиканская пинакотека").

Благовещение. Начало 1430-х

Одна из излюбленных тем Фра Анджелико, к которой он неоднократно обращается, — "Благовещение". В нескольких композициях, лучшей из которых является написанное в начале 1430-х годов «Благовещение», хранящееся в музее Прадо в Мадриде, он варьирует один и тот же прелестный мотив: в левой части композиции — панорама цветущего сада, центральная и правая часть композиции — легкий мраморный портик в котором предстают смиренно склонившаяся Мария и преклонивший перед ней колени сказочно прекрасный золотоволосый ангел в бледно-розовом одеянии. Одним из вариантов этой композиции является написанная около 1438 года фреска в коридоре монастыря Сан Марко во Флоренции.

Благовещение в келье. 1440–1441
Коронование Марии. 1440–1441

Монастырь Сан Марко, построенный одним из ведущих архитекторов Флоренции Микелоццо, стал в 1438—1446 годах главным местом приложения сил Фра Анджелико и его мастерской. Правитель Флоренции Козимо Медичи поручил художнику украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря. Кисти самого Анджелико принадлежит уже упомянутое «Благовещение» большая композиция «Мадонна со святыми» и несколько небольших фресок в монашеских кельях. Из них особенно замечательно «Благовещение в келье», очень строгое и простое, в котором действие происходит в монашеской келье, точно повторяющей реальное помещение, в котором находится фреска. Об утонченности дарования Анджелико-колориста свидетельствует находящееся в другой келье «Коронование Богоматери», где предстающая взорам коленопреклоненных монахов сцена Коронования написана в изысканных градациях серебристо-белых тонов.

Святой Лаврентий раздает милостыню. После 1447

В 1447 году Фра Анджелико был приглашен Папой Николаем V в Рим, где ему было поручено расписать небольшую личную капеллу Папы, устроенную им в одной из башен ватиканского дворца. Выполненные Фра Анджелико в 1447—1450-е годы росписи посвящены историям Святого Лаврентия и Святого Стефана. В этих росписях нет поэтического очарования фресок монастыря Сан Марко, неторопливое повествование отмечено некоторым прозаизмом, появляется характерный бытовой типаж, архитектура приобретает современный художнику облик, достаточно уверенно передается перспективное сокращение пространства ("Святой Лаврентий, раздает милостыню"). Частично утратив поэтическое очарование более ранних работ, Фра Анджелико в этой своей последней работе предугадал тот стиль, который получил дальнейшее развитие в творчестве ряда флорентийских мастеров второй половины XV века.

Алтарь Анналена. 1443–1445
Коронование Марии. Ок. 1450–1451
Ирина Смирнова