29.06.2008
Публикации

Паоло Уччелло (Паоло ди Доно) [1397 — 1475]

Как сообщает Вазари в своих "Жизнеописаниях" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, художник получил прозвище Уччелло (птицы), так как очень любил животных и особенно птиц, которых всегда держал у себя в доме. Он учился у скульптура Лоренцо Гиберти и работал кроме Флоренции в Венеции (1425—1430) и в Падуе (1440-е), где помогал скульптуру Донателло в работе над конным памятником Гаттамелаты.

Проживший долгую жизнь, Уччелло принадлежал к поколению реформаторов, создателей новой флорентийской школы, оказавшей большое влияние на становление итальянского Раннего Возрождения. Уже при жизни у него была слава неутомимого экспериментатора, одержимого новыми художественными идеями, разработкой новых изобразительных принципов. Особенно его увлекали принципы перспективного построения пространства на плоскости; в полуразрушенной фреске "Рождество" (Флоренция, Галерея Уффици) он даже попытался передать эффект бинокулярного зрения, построив перспективу с двумя точками схода.

Не в меньшей степени увлекали его возможности цвета, законы дополнительных тонов. Их возможности он эффективно использовал в росписях так называемого Кьостро Верде (Зеленого двора) монастыря Санта Мария Новелла во Флоренции ("Сотворение Адама", "Сотворение Евы и Грехопадение", ок. 1430; "Построение ковчега", "Благодарственная жертва Ноя", вторая половина 1440-х). Эти фрески, написанные в технике «терра верде» («зеленой земли»), обогащенной Уччелло введением кирпично-красных тонов, не имеют равных в Италии этого времени по размаху и монументальности. Гигантские, широко и мощно написанные в серовато-зеленых тонах человеческие фигуры приобретают на фоне фантастических кирпично-красных небес в силу закона дополнительных тонов повышенную, почти иллюзорную объемность и в то же время кажутся почти фантастическими.

Уччелло был первым, кто воплотил визуально идею конного монумента, позже воплощенную в бронзе его современниками-скульпторами Донателло и Верроккьо.

Конный памятник кондотьера Джованни Акуто. 1436

В 1436 году он написал в флорентийском соборе колоссальную фреску "Конный памятник кондотьера Джованни Акуто" — не имея возможности отлить в бронзе памятник этому флорентийскому полководцу, англичанину по происхождению Джону Хоквуду, правительство Флоренции решило хотя бы запечатлеть такой памятник в фреске. Чеканный, скупой силуэт всадника, его властная поза, величавая поступь коня, возможно, стали образцом для скульптора Донателло, создавшего десять лет спустя конный памятник полководца Гаттамелаты в Падуе.

Битва при Сан Романо. Левая часть. 1460-е
Битва при Сан Романо. Центральная часть. 1460-е
Битва при Сан Романо. Правая часть. 1460-е

Богатство фантазии и склонность в поэтической условности особенно проявляются в станковых работах Уччелло. Его излюбленные мотивы — битвы, охоты, сражения прекрасного рыцаря — Святого Георгия со сказочным драконом. В середине 1460-х годов он написал для правителя Флоренции Козимо Медичи большой, ныне разрозненный триптих "Битва при Сан Романо", изображающий победы флорентийского оружия и ее прославленных полководцев. Левая часть триптиха (Лондон, Национальная галерея) изображает похожий на великолепный парад выезд флорентийского главнокомандующего Никколо Толентино верхом на белом коне, правая (Париж, Лувр) — таинственную, немного призрачную картину ночного выезда его союзника Микелетто да Котоньола верхом на вставшим на дыбы черном коне. В центральной части триптиха (Флоренция, Галерея Уффици) на фоне пейзажа с пустынными, лишенными растительности холмами и темного, ночного неба вздымаются и перекрещиваются пики, встают на дыбы и яростно лягаются лошади странной розово-коричневой и серо-голубой масти, лежат тела поверженных животных и людей.

Святой Георгий и дракон. 1450-е

Такую же сказочную интерпретацию приобретает у Уччелло сцена битвы Святого Георгия с драконом. В самой его известной композиции на эту тему, написанной в 1550-е годы и ныне хранящейся в лондонской Национальной галерее, дракон, в глаз которого уже вонзилось копье Георгия — чудище со страшной зубастой пастью, львиными лапами, крыльями, напоминающими крылья бабочки и хвостом похожим на змею; юная принцесса, уже накинувшая на шею чудовища поводок, хрупка и бесплотна, а юный Георгий на вздыбленном коне прекрасен, как сказочный рыцарь. Сказочное начало присутствует и в "Охоте" (1460, Оксфорд, Музей Ашмолеан), с ее радостной суматохой скачущих во весь опор, бегущих, упоенно кричащих загонщиков в таинственном темном лесу.

Охота. 1460

Проживший долгую жизнь Уччелло не имел в поздние годы прямых последователей. Живопись Флоренции в это время уже представляло новое поколение, которому работы Уччелло должны были казаться несколько архаичными.

Ирина Смирнова