Стефан Лохнер [1400/1415 — 1451/1452]
Искусство Стефана Лохнера знаменует этап, переходный от готики к раннему Возрождению. Он родился на юго-западе Германии в городке Мерсбург на берегу Боденского озера; в начале 1430-х годов переселился на север, в Кёльн — крупный торговый центр.
Основные произведения мастера исполнены в 1440-х годах. Это, главным образом, алтарные композиции, связанные с образом Богоматери. Именно в них выразилась самобытность Лохнера, своеобразие его видения мира и особенности его творческой манеры. Мастер остается еще во многом привержен старым традициям. В частности, порою он употребляет золотой фон, решение его картин отличается плоскостностью, художник любит использовать готические декоративные детали. В то же время в его богородичных сюжетах выражены чисто земные чувства: материнская любовь и нежность, восторженное восприятие природы, ее красоты — зеленые лужайки, усыпанные цветами, вьющиеся по столбикам розы. Частые в этих картинах ангелы изображены в виде веселых жизнерадостных детишек, то музицирующих, то хлопочущих в саду. Богоматерь в интерпретации Лохнера предстает совсем юным существом, полным почти детской прелести и чистоты. В картине «Мария в розовом саду» (ок. 1448, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц) она изображена сидящей перед цветником. На фоне темно-синего плаща, окутывающего ее фигуру, нежно золотится тельце Младенца. Ангелы, ухаживающие за цветами, образуют своеобразные красочный венок вокруг Богоматери. Той же тихой нежностью и умилением пронизано «Поклонение Младенцу» (1445, Мюнхен, Старая пинакотека).
Обращаясь к сценам, действие которых происходит в интерьере, художник вводит в композицию золотой фон, что вносит в произведение известную условность. В "Алтаре поклонения волхвов" (1440-е, Кёльн, Собор) фон этот увенчан декоративным готическим фризом. Все действующие лица собраны в неглубоком пространстве переднего плана. В центральной части триптиха представлена Мария с Младенцем — излюбленный образ художника, на боковых створках изображены патроны Кёльна — Святая Урсула со святыми девами и Святой Гереон во главе святых воинов. Такое решение заставляет вспомнить подобные группы в створках Гентского алтаря Яна ван Эйка.
Единственное произведение Лохнера, имеющее точную дату, — «Принесение во храм» (1447, Дармштадт, Музей земли Гессен). Мастер здесь также применяет золотой фон, но пользуется этим приемом более изобретательно: в середине верхнего края картины изображен Бог-Отец, от которого, как от солнца, распространяются лучи по всей поверхности фона. Золотое сияние таким образом обретает здесь самостоятельный смысл, оно символизирует высшую сферу, обиталище божественных существ. Все, что композиционно находится ниже, происходит уже на земле, и это земное пространство художник пытается представить более реально. Он располагает персонажи и предметы на разных уровнях и в различном масштабе, как бы отмеряя пространственное движение вглубь. На переднем плане представлена процессия маленьких детей со свечами в руках. Далее — крупные фигуры главных героев. В центре — Богоматерь и Симеон Богоприимец. Звучные цветовые аккорды одежд подчеркивают их главенство и приковывают к себе внимание зрителя. По краям толпятся друг за другом сопровождающие их спутники. Новую пространственную и смысловую ступень обозначает золоченый скульптурный алтарь, перед которым восседает младенец Иисус, а дальше, за алтарем — узорчатый ковер, поддерживаемый ангелами. Таким своеобразным «послойным» построением композиции художник достигает передачи глубины пространства. Каждому из многочисленных персонажей мастер старается придать индивидуальный облик, показать различие поз, жестов, движений людей.
Пленительнейшая сторона таланта Лохнера — его колорит. В поэтическом мире художника нет страданий и горя, нет мрачных нот. Светлые сияющие краски — все оттенки голубого и синего, изумрудно-зеленого, розово-алого и пурпура, лимонно-желтого, ясное небо в сценах, происходящих на открытом воздухе, обилие золота в интерьерах — все внушает зрителю радостное праздничное настроение.