02.07.2008
Публикации

Жан Фуке (Ок. 1420 — 1477/1481)

Жан Фуке родился в старинном городе Туре, на берегах прекрасной Луары. Прославленное в XV столетии имя мастера впоследствии было забыто и «открыто» вновь лишь в XIX веке.

Автопортрет. 1450

Сохранился «Автопортрет художника» (ок. 1450, Париж, Лувр) — один из первых в искусстве Франции. Это медальон, выполненный в технике эмали. Небольшой размер (7 см) не помешал созданию запоминающегося образа. Перед нами человек сурового нрава; гордая посадка головы, строгий взгляд, волевой рисунок губ говорят о личности сильной и независимой. Объемная проработка форм напоминает медаль.

Сведений о жизни Фуке сохранилось мало: считается, что он был незаконным сыном священника; художеству мог учиться в Париже, у мастера Бедфорда. Между 1445—1447 годами побывал в Италии, что плодотворно сказалось на его творчестве. Возвратившись в Тур, художник обзавелся собственной мастерской, женился, имел двух сыновей — Луи и Франсуа.

Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны. Наследник престола, будущий Карл VII, был объявлен незаконнорожденным и отстранен от власти. Предательский удар нанесла ему королева-мать, красавица Изабелла Баварская, подтвердившая, что Карл рожден не от короля. Правителем объединенного государства Англии и Франции должен был стать английский король Генрих V, и, если бы шестого марта 1429 года к Карлу не явилась семнадцатилетняя девушка из деревни Домреми Жанна д’Арк, Франция, возможно, перестала бы существовать как суверенная страна. В войне наступил перелом, и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII.

Король Карл VII. Ок. 1447

В "Портрете Карла VII" (ок. 1447, Париж, Лувр) художник приложил немало усилий, чтобы создать величественный образ монарха, но облик самого короля воспринимается странным, тревожащим воображение контрастом к этой парадности: понуро опущенная голова, некрасивое лицо, уныло свисающий нос, мешки под глазами — общее выражение недовольства и усталости. Глаза смотрят на мир настороженно, недоверчиво, в них читается горечь обид, разочарований, а возможно, и укоры собственной совести. Капризная линия рта выдает непостоянство характера, а пухлые, нежно-розовые губы говорят о склонности к чувственным удовольствиям. По глубине проникновения в тайны человеческой души портрет Карла VII можно считать предвестником психологического портрета.

Карлу VII недоставало многих качеств, необходимых правителю, но он умел находить умных и деятельных помощников, недаром его называли «тот, кому хорошо служат». Фуке писал портреты многих из них.

Портрет Жювеналя Дезюрсена. Ок. 1460

Жювеналь Дезюрсен — королевский канцлер и хранитель печати (1450-е, Париж, Лувр) — запечатлен в молитвенной позе, характерной для донаторских портретов, он погружен в сокровенный диалог с некой высшей силой — отсюда выражение глубокой духовной сосредоточенности. Красный цвет одежды оттеняется золотом полуколонн, украшенных орнаментом, в завитках которого резвятся медвежата (Дезюрсены претендовали на родство с итальянским родом Орсини — «orso» по-итальянски «медведь»).

Зима. Ок. 1480

Портрет Этьена Шевалье со Святым Стефаном. Ок. 1450

"Портрет Этьена Шевалье со Святым Стефаном" (ок. 1450, Берлин, Государственные музеи) дает представление о людях новой эпохи, выдвинувшихся благодаря собственным достоинствам, а не происхождению. Четкие, суховатые черты лица, энергичная линия рта, уверенная осанка — все говорит о человеке деятельном и практичном; Святой Стефан (принявший смерть от побития камнями) изображен с Библией и камнем на ней.

Мадонна с Младенцем. 1450

Портрет Этьена Шевалье составлял левую створку Меленского диптиха; на правой представлена «Мадонна с Младенцем» (1450, Антверпен, Музей Конинклийк).

Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Поражает светский характер изображения Мадонны — это скорее молодая придворная дама в модном платье, горностаевой мантии, ее голову венчает драгоценная корона; узкий расшнурованный корсаж обнажает прекрасную крепкую грудь. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.

Иов на гноище. Миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». 1452–1460
Святая Маргарита. Миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». 1452–1460

Шевалье был не только государственным деятелем, но и меценатом. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке "Часослова Этьена Шевалье" (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Рукопись украшена миниатюрами на темы Священного Писания, житий святых и т. д., действие которых Фуке перенес во Францию XV века. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». В пейзажах много света, воздуха, простора. Извивы реки или дороги уводят взгляд в глубину, где сквозь голубоватую дымку проступают очертания далеких гор, холмов, селений. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы.

В мастерской Фуке в 1450—1470-х было выполнено несколько прекрасных манускриптов: "Большие французские хроники" (ок. 1460), "Иудейские древности Иосифа Флавия" (до 1475, оба — Париж, Национальная библиотека) и другие. Именно в последней была обнаружена запись, которая помогла возродить имя Фуке: «В этой книге 12 историй… 9 из них исполнено рукой доброго художника и миниатюриста… короля Людовика XI, Жана Фуке, уроженца Тура». После смерти Карла VII в 1461 году Фуке работал для его отца, Людовика XI, получив звание «художника короля».

Произведения Фуке пронизаны новым мироощущением. Пребывание в Италии помогло мастеру переосмыслить достижения французской и фламандской школы живописи и заложить основы развития во Франции искусства Ренессанса.

Вероника Стародубова