Жан Фуке (Ок. 1420 — 1477/1481)
Жан Фуке родился в старинном городе Туре, на берегах прекрасной Луары. Прославленное в XV столетии имя мастера впоследствии было забыто и «открыто» вновь лишь в XIX веке.
Сохранился «Автопортрет художника» (ок. 1450, Париж, Лувр) — один из первых в искусстве Франции. Это медальон, выполненный в технике эмали. Небольшой размер (7 см) не помешал созданию запоминающегося образа. Перед нами человек сурового нрава; гордая посадка головы, строгий взгляд, волевой рисунок губ говорят о личности сильной и независимой. Объемная проработка форм напоминает медаль.
Сведений о жизни Фуке сохранилось мало: считается, что он был незаконным сыном священника; художеству мог учиться в Париже, у мастера Бедфорда. Между 1445—1447 годами побывал в Италии, что плодотворно сказалось на его творчестве. Возвратившись в Тур, художник обзавелся собственной мастерской, женился, имел двух сыновей — Луи и Франсуа.
Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны. Наследник престола, будущий Карл VII, был объявлен незаконнорожденным и отстранен от власти. Предательский удар нанесла ему королева-мать, красавица Изабелла Баварская, подтвердившая, что Карл рожден не от короля. Правителем объединенного государства Англии и Франции должен был стать английский король Генрих V, и, если бы шестого марта 1429 года к Карлу не явилась семнадцатилетняя девушка из деревни Домреми Жанна д’Арк, Франция, возможно, перестала бы существовать как суверенная страна. В войне наступил перелом, и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII.
В "Портрете Карла VII" (ок. 1447, Париж, Лувр) художник приложил немало усилий, чтобы создать величественный образ монарха, но облик самого короля воспринимается странным, тревожащим воображение контрастом к этой парадности: понуро опущенная голова, некрасивое лицо, уныло свисающий нос, мешки под глазами — общее выражение недовольства и усталости. Глаза смотрят на мир настороженно, недоверчиво, в них читается горечь обид, разочарований, а возможно, и укоры собственной совести. Капризная линия рта выдает непостоянство характера, а пухлые, нежно-розовые губы говорят о склонности к чувственным удовольствиям. По глубине проникновения в тайны человеческой души портрет Карла VII можно считать предвестником психологического портрета.
Карлу VII недоставало многих качеств, необходимых правителю, но он умел находить умных и деятельных помощников, недаром его называли «тот, кому хорошо служат». Фуке писал портреты многих из них.
Жювеналь Дезюрсен — королевский канцлер и хранитель печати (1450-е, Париж, Лувр) — запечатлен в молитвенной позе, характерной для донаторских портретов, он погружен в сокровенный диалог с некой высшей силой — отсюда выражение глубокой духовной сосредоточенности. Красный цвет одежды оттеняется золотом полуколонн, украшенных орнаментом, в завитках которого резвятся медвежата (Дезюрсены претендовали на родство с итальянским родом Орсини — «orso» по-итальянски «медведь»).
Зима. Ок. 1480
"Портрет Этьена Шевалье со Святым Стефаном" (ок. 1450, Берлин, Государственные музеи) дает представление о людях новой эпохи, выдвинувшихся благодаря собственным достоинствам, а не происхождению. Четкие, суховатые черты лица, энергичная линия рта, уверенная осанка — все говорит о человеке деятельном и практичном; Святой Стефан (принявший смерть от побития камнями) изображен с Библией и камнем на ней.
Портрет Этьена Шевалье составлял левую створку Меленского диптиха; на правой представлена «Мадонна с Младенцем» (1450, Антверпен, Музей Конинклийк).
Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Поражает светский характер изображения Мадонны — это скорее молодая придворная дама в модном платье, горностаевой мантии, ее голову венчает драгоценная корона; узкий расшнурованный корсаж обнажает прекрасную крепкую грудь. Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена). Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
Шевалье был не только государственным деятелем, но и меценатом. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке "Часослова Этьена Шевалье" (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр). Рукопись украшена миниатюрами на темы Священного Писания, житий святых и т. д., действие которых Фуке перенес во Францию XV века. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». В пейзажах много света, воздуха, простора. Извивы реки или дороги уводят взгляд в глубину, где сквозь голубоватую дымку проступают очертания далеких гор, холмов, селений. Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы.
В мастерской Фуке в 1450—1470-х было выполнено несколько прекрасных манускриптов: "Большие французские хроники" (ок. 1460), "Иудейские древности Иосифа Флавия" (до 1475, оба — Париж, Национальная библиотека) и другие. Именно в последней была обнаружена запись, которая помогла возродить имя Фуке: «В этой книге 12 историй… 9 из них исполнено рукой доброго художника и миниатюриста… короля Людовика XI, Жана Фуке, уроженца Тура». После смерти Карла VII в 1461 году Фуке работал для его отца, Людовика XI, получив звание «художника короля».
Произведения Фуке пронизаны новым мироощущением. Пребывание в Италии помогло мастеру переосмыслить достижения французской и фламандской школы живописи и заложить основы развития во Франции искусства Ренессанса.