03.07.2008
Публикации

Нуно Гонсалвиш (Упоминается между 1450 — 1491)

Имя португальского живописца Нуно Гонсалвиша, одного из крупнейших мастеров раннего европейского Возрождения, надолго стерлось из памяти его соотечественников, и только в XX веке вошло в историю мирового искусства. Сведения о его жизни крайне скудны, а из произведений известен только огромный "Алтарь Святого Винсента" (Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) — уникальное художественное явление, вмещающее в себя представление о португальской живописи XV столетия в целом.

Aлтарь Святого Винсента

Даты жизни Гонсалвиша предположительны. Возможно, он учился в Португалии, затем во Фландрии, где в Турне, центре фламандского ковроделия, работал над картонами для шпалер. В 1450—1472 годах он — придворный художник португальского короля Афонсу V.

Разрозненные створки алтаря были обнаружены в 1882 году в лиссабонском монастыре Сан Винсенте де Фора. Признание авторства Гонсалвиша основано на трактате 1548 года "Da Pintura Antigua", в котором его автор, португальский художник Франсишко де Оланда впервые называет имя художника, высоко оценивая его мастерство и причисляя к породе «орлов» в европейской живописи. Истолкование и идентификация лиссабонского памятника породили в научной литературе множество споров и разноречивых гипотез. Алтарь изображает поклонение Святому Винсенту, покровителю Лиссабона и Португалии, представителей королевского дома, духовенства, рыцарей, монахов, рыбаков. Шестьдесят фигур почти в натуральный рост тесно заполняют гладкий фон, создавая впечатление коврового построения композиции. Вокруг святого, дважды запечатленного в центральных панно, группируются словно на авансцене главные действующие лица: Афонсу V, королева Леонор, наследник престола Жоан, принц Генрих Мореплаватель. Следуя математически точному замыслу и соблюдая принцип четкого соответствия частей, Гонсалвиш разнообразит построение удачно найденными нюансами в группировке фигур, их поз, поворотов и жестов. Однако ничто так не оживляет полиптих как его великолепное живописное решение, пронизанное золотым мерцанием (но золота нет, одна желтая краска!)

Огромная роль в полиптихе отведена остро индивидуализированным портретам. Различные по характеру люди опалены дыханием сурового времени, объединены духовным родством. Они воплощают тип волевого и целеустремленного человека той эпохи.

По самому типу алтаря, по конкретности восприятия, драгоценности красок мастер близок к произведениям нидерландской живописи, но по степени художественного обобщения, по организации крупных живописных и пластических масс алтарь напоминает итальянскую фреску. В мире образов, созданных португальским живописцем, светское и сакральное, реальное и идеальное, архаичное и передовое, земное и небесное, история и легенда живут в нерасторжимом единстве. Остается загадкой появление на почве Португалии, не знавшей в ту пору значительной живописной традиции, художника, достигшего столь мощного по творческой силе воплощения целой исторической эпохи.

Татьяна Каптерева