Ханс Мемлинг (1433/1435 — 1494)
Немец по рождению, Ханс Мемлинг попал в Нидерланды в 1450-х годах; учился и работал в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе вплоть до смерти последнего, а в 1466 году перебрался в Брюгге, став вскоре самым почитаемым художником города.
В творчестве Мемлинга сказывается воздействие уроков Рогира ван дер Вейдена с его любовью к гармонии звучных красочных пятен, к изысканной красоте силуэтной линии. Вместе с тем ученик превзошел учителя в разработке пространственных отношений, в умении воплотить в картине единство жизненной среды. Произведения Мемлинга полны лиризма, светлой поэзии и влюбленности в окружающий мир.
В одной из ранних работ — "Поклонении волхвов" (ок. 1470, Мадрид, Прадо) — есть определенная перекличка с произведением Рогира ван дер Вейдена на тот же сюжет — центральной частью Алтаря Святой Коломбы, однако есть и существенная разница: все действующие лица у Мемлинга словно замерли в своих нарочито демонстративных позах. В коленопреклоненном старце, благоговейно целующем ножку Младенца, исследователи видят Карла Смелого, в картине Рогира представленного в экспрессивном и остром ракурсе. Интересно заметить, что, пожалуй, впервые в истории нидерландской живописи одним из волхвов здесь оказывается негр. Его парчовое одеяние с белым подбоем эффектно контрастирует с черным цветом кожи.
Примерно в то же время исполнен так называемый "Триптих Донна" (Лондон, Национальная галерея). На центральной створке изображена Мадонна на троне, окруженная ангелами и святыми девами. Слева и справа — коленопреклоненный заказчик, английский дворянин Джон Донн, его жена и дочка. Сцена происходит в открытом портике, за колоннами которого простирается идиллический сельский пейзаж. Тишина и покой здесь даже еще больше, чем в предыдущем произведении, определяют состояние видимого мира. Как обычно у Мемлинга, в колорите картины превалируют цветовые аккорды красного.
Близок по композиции и внушительного размера триптих «Мистическое обручение Святой Екатерины» (или «Алтарь двух Иоаннов», 1479, Брюгге, Музей Мемлинга). Вновь главенствует образ Марии с Младенцем; последний надевает кольцо на палец Святой Екатерине Александрийской. Тут же присутствуют святые девы, ангелы, Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист. Несмотря на композиционное сходство, каждая из картин пленяет неповторимой цветовой гармонией, радостной перекличкой чистых, звонких красок, грацией и изяществом удлиненных фигур, их спокойствием или плавным замедленным движением.
Произведения Мемлинга позднего периода обнаруживают поиски новых композиционных решений. Художник пытается отойти от прежней статичности групп, стараясь внести динамику в развитие сюжета, представить историю жизни своих героев как некое повествование. Так, в композициях "Семь радостей Марии" (1480, Мюнхен, Старая пинакотека) и "Сцены Страстей Христа" (Турин, Галерея Сабауда) мастер объединяет в одной картине множество эпизодов из жизни Мадонны и Христа.
Несколько по-иному решена повествовательная задача в росписи "Раки Святой Урсулы" (1489, Брюгге, Музей Мемлинга). Небольшой дубовый ковчежец в виде готической капеллы украшен композициями, рассказывающими о жизни и мученичестве святой. Маленькие по размеру сценки выполнены с подлинно ювелирной тонкостью. Следуя легенде, художник представляет Святую Урсулу в окружении многочисленных девушек, изящные стройные фигурки которых оживляют своим присутствием то стены каменных зданий, то палубу парусного корабля. Движения персонажей полны грации. Даже сцена мученической гибели святой и сопровождающих ее дев от стрел язычников не нарушает общего просветленного настроения, чему немало способствует гармония неярких цветовых пятен — голубых, розовато-красных, золотистых, спокойная ясность
пейзажного фона, чистое лазурное небо над всеми сценами.
Значительное место в творчестве Мемлинга занимала портретная живопись. Для создания своих портретных образов художник в большинстве случаев использовал боковые створки триптихов, центральную часть которых занимало изображение Мадонны. До наших дней они дошли не целиком. Таковы портреты Томмазо Портинари и его супруги Марии Маддалены Барончелли (ок. 1470, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Нетрудно предположить, что они написаны в Брюгге: Портинари был главой филиала банка Медичи в этом городе. Возможно, это — брачный портрет, на пальцах молитвенно сложенных рук молодой четы отчетливо выписаны обручальные кольца.
Исполненный позже "Портрет молодого человека" из собрания Тиссен-Борнемиса (ок. 1485—1490) также был когда-то частью триптиха. На этот раз Мемлинг, желая усилить лирическое звучание образа, вводит в композицию пейзаж, видимый за колонной справа. Контрастом этой лирической ноте, ее своеобразным контрапунктом оказывается спокойное и бесстрастное лицо модели.
Мемлинг обращался и к новому для нидерландской живописи типу портретного произведения: двухстворчатому складню, на одной створке которого изображалась Мадонна, на другой же — портретируемый в молитвенном обращении к ней. Таков известный "Диптих Мартина ван Ньювенхове" (1487, Брюгге, Музей Мемлинга). В отличие от многих других подобных работ диптих сохранился полностью. Левая створка показывает Мадонну с Младенцем, на правой — молодой человек, представленный в трехчетвертном повороте, с благоговейно сложенными руками и устремленным на Мадонну взглядом. Интересно, что в круглом зеркале, расположенном за правым плечом Богоматери, можно видеть отражение обеих фигур. Пространство диптиха как бы удваивается: на общее, объединяющее изображенные фигуры, и на отдельное, в каждой створке свое. Вместе с тем помещая земной персонаж на отдельную створку, мастер словно стремится сообщить портрету и личности портретируемого самостоятельную значимость. Ту же цель преследует достаточно подробно выписанный интерьер и особенно пейзаж, видимый в обоих окнах комнаты. И лицо, и одежда модели переданы с исключительной предметной достоверностью. С особо изощренным искусством изображены переливы цвета его костюма. И все же, несмотря на молитвенную позу, сам облик юноши выглядит несколько прозаично, в его состоянии не ощущается внутренней взволнованности.
В целом творчество Мемлинга, синтезировавшее и отчасти развившее достижения предшественников и современников, порой пленяющее гармонией и изяществом своих образов, не таит в себе радикальных открытий.