Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Вануччи) [1445/1448 — 1523]
Мастер умбрийской школы Пьетро Вануччи, прозванный по месту своего рождения — городу Перудже, Перуджино, принадлежит к последнему поколению мастеров Раннего Возрождения, но занимает в этом поколении особое место, предвосхитив новый стиль, получивший развитие у мастеров Высокого Возрождения. Свойственные его работам плавность и мягкость очертаний, обобщенность мягко круглящихся форм, гармоническое равновесие композиций предвосхитили стиль его великого ученика Рафаэля, на которые он оказал большое влияние. Уроженец провинциальной Умбрии, где не было яркой художественной школы, Перуджино получил образование в мастерской флорентийского скульптора Верроккьо, где культивировался рисунок с натуры и молодые художники получали прекрасную профессиональную подготовку — недаром здесь, почти одновременно с ним, учился Леонардо да Винчи.
Особенности стиля Перуджино уже полностью определились в большой фресковой композиции «Передача ключей апостолу Петру» (1481—1482, Рим, Ватикан, Сикстинская капелла), которая выделяется на фоне одновременно выполненных композиций Боттичелли и Гирландайо величавой гармонией своего строя, широтой залитого светом пространства, обобщенностью, спокойным равновесием, ясностью композиционного ритма, немногословностью и торжественностью. Всего около двух десятков свидетелей, заполняющих первый план, присутствуют при передаче Христом символичного ключа апостолу Петру. Как и в фресках Боттичелли и Гирландайо, среди них немало портретных изображений, но каждому из этих персонажей присуще величавое спокойствие, их позы естественны, жесты плавны и неторопливы. Если современники Перуджино, работавшие в Сикстинской капелле предпочитали изобиловавшие деталями пейзажные фоны, то Перуджино создает идеальный, упорядоченный мир, где господствуют гармония, разум, совершенство, воплощенные в четком перспективном построении открывающейся за первым планом, выложенной большими плитами площади и в замыкающих эту перспективу трех великолепных архитектурных постройках — двух огромных, симметрично расположенных триумфальных арках, как бы воплощающих величие
Истории, и занимающем центральное место шестигранном, увенчанном куполом, храме. Последний является одним из самых ярких воплощений идеи центрического «идеального храма», разработанной архитектурной теорией XV века. «Передача» ключей является лучшей работой Перуджино-монументалиста. К сожалению, не сохранились еще три выполненные им в Сикстинской капелле композиции — "Рождество", "Воспитание Марии", "Нахождение Моисея" — две из них были сбиты со стены, чтобы освободить место для "Страшного Суда" Микеланджело, третья погибла, когда внезапно частично обрушилась торцовая стена капеллы.
Новый большой заказ, связанный с фресковыми росписями, Перуджино получил только через тридцать с лишним лет после работы в Сикстинской капелле, когда один из самых влиятельных цехов Перуджи — цех менял (Камбио) поручил ему расписать зал заседаний цеха — Колледжо дель Камбио. Перуджино работал над росписями с помощниками среди которых, по некоторым сведениям был юный Рафаэль. Росписи Колледжо дель Камбио (1496—1500) — один из самых очаровательных и праздничных живописных ансамблей завершающего этапа итальянского Раннего Возрождения. Небольшой зал, куда посетитель входит прямо с улицы, очень наряден и праздничен. Великолепна роспись свода с аллегориями семи планет, обрамленных орнаментом из переплетенных стеблями растений и вьющихся лент фигур фантастических кентавров и грифонов. На торцовой стене напротив входа Перуджино написал «Поклонение Младенцу» и «Преображение», а большие композиции на длинных продольных стенах зала связывают эти сцены из жизни Христа с образами сивилл и пророков, предсказавших его рождение, и аллегориями христианских Добродетелей. В этих композициях есть элемент нарочитой демонстративности. Но следует напомнить, что в это время, обращаясь к образам сивилл и пророков, художники обычно писали серии, состоящие из отдельных фигур. Перуджино первый сделал их персонажами единой, эффектно развернутой перед зрителями композиции, объединив их плавностью ритма, жестами, поворотами голов. Чистота красок, эффектные и праздничные сочетания чистых, сияющих красок — рубиново- и розово-красных, голубых, охристо-желтых, свежая зелень пейзажных фонов, серебристая голубизна неба придают этому ансамблю праздничное великолепие.
Вероятно, незадолго до начала работы в Колледжо дель Камбио, в 1496 году Перуджино выполнил одну из лучших своих монументальных работ — фресковой триптих "Распятие" (Флоренция, монастырь Санта Мария Маддалена дель Пацци). Он состоит из трех, разделенных колоннами и пилястрами и вписанных в арочное обрамление композиций — центральной — Распятие с Марией Магдалиной и двух боковых — Мадонна со Святым Бернардом и Иоанн Богослов со Святым Иеронимом. Немногословие этих трех сцен, их аскетичная простота, ширь и неброская красота, приглушенные краски, очень обобщенно написанной пейзажной панорамы, разреженность композиции, построенной на паузах, что рождает настроение благоговение тишины, составляют разительный контраст росписям Колледжо дель Камбио и свидетельствуют о широте диапазона творчества Перуджино.
Работавший много и, по-видимому, очень быстро, Перуджино помимо многочисленных фресковых циклов создал множество больших алтарных композиций и написал ряд небольших станковых работ. Одной из его излюбленных тем была Мадонна с Младенцем. В этих небольших композициях особенно полно раскрывается гармоническая основа его дарования и особенности стиля, основанного на обобщенной трактовке плавно круглящихся масс и силуэтов, предвещающих стиль Высокого Возрождения. В то же время Перуджино вырабатывает некий стереотип облика и душевного состояния своих кротких героинь. Недаром современники упрекали его в том, что у всех его персонажей одинаковое выражение лица. На этой почве произошла даже описанная современниками ссора Перуджино с Микеланджело, окончившаяся судебным разбирательством. С начала XVI века Перуджино оттесняют на второй план мастера Высокого Возрождения, хотя он вплоть до смерти году продолжал работать в провинции.