10.07.2008
Публикации

Матис Грюневальд [Матис Нитхардт] (Ок. 1470/1480 — ок. 1528)

О раннем периоде жизни и творчества художника мало известно; среди его учителей называют М. Шонгауэра и Х. Хольбейна Старшего, возможно, он побывал в Нидерландах, а затем работал в Ашаффенбурге (1504—1526), где с 1508 года был придворным живописцем и руководителем построек архиепископов и курфюрстов Майнцских, во Франкфурте-на-Майне (1509—1511 и 1527), Изенхейме (1512—1515) и Галле (1528). Подлинное его имя, забытое на долгое время и замененное в XVII веке прозвищем Грюневальд, было установлено лишь в начале ХХ столетия.

В немецкой живописи этой поры Грюневальд представляет искусство, связанное с мистическими движениями, с глубоко личным, субъективным переживанием христианских ценностей, с остро эмоциональным восприятием и трактовкой евангельских событий, соотносимых с современной ему действительностью. Темы и образы всех произведений художника почерпнуты из Священного Писания или Жития святых. Вместе с тем в них постоянно ощущается прямое воздействие драматической истории Германии на переломе от Средневековья к Возрождению, от традиционного католицизма к новому истолкованию христианства, выдвинутому в начале XVI века деятелями Реформации.

Начало творческого пути Грюневальда относится к самым первым годам XVI века, когда были созданы два близких друг другу "Распятия" (ок. 1502, Базель, Художественный музей; ок. 1505, Вашингтон, Национальная галерея искусства) и "Поругание Христа" (ок. 1505, Мюнхен, Старая пинакотека). В них уже проявились характерные черты искусства мастера — трагизм восприятия жизни, подчеркнутая экспрессия живописного языка.

Изенхеймский алтарь. 1512—1515
Изенхеймский алтарь. Распятие. 1512—1515

Самая знаменитая работа Грюневальда — громадный многостворчатый алтарь церкви монастыря Святого Антония в Изенхейме (1512—1515, Кольмар, Музей Унтерлинден). В нем наиболее ярко выразились духовные помыслы мастера, его нравственные идеалы, его творческие убеждения, его визионерское толкование цвета. В монастырь, посвященный Святому Антонию, считавшемуся целителем, стекались многочисленные паломники, жаждущие исцеления. Вся программа алтарного ансамбля была откликом именно на эту религиозную славу обители. Подвижная центральная часть и створки позволяли варьировать общий характер зрелища и предполагали возможность различного эмоционального воздействия на души зрителей. В обычные дни молящиеся видели перед собой мрачную картину Распятия. Изможденное, покрытое кровоточащими ранами тело Христа светилось на фоне бездонного ночного неба. У подножия креста слева — скорбные фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Евангелиста. Особенно впечатляет Мария Магдалина на коленях, со сцепленными, вскинутыми вверх руками, она словно взывает к небесам. Длинные золотистые волосы, рассыпавшиеся по розовому одеянию, создают необычайно красивый цветовой аккорд. Справа от креста — Иоанн Предтеча с указующим перстом. Это он предрек появление Спасителя, который жертвенной смертью искупит грехи человечества. Здесь же Агнец Божий — символ Христа.

Изенхеймский алтарь. Прославление Марии. 1512—1515
Изенхеймский алтарь. Воскресение. 1512—1515

В праздничные дни центральная часть алтаря раскрывалась, и вместо картины горя и страдания перед паствой представала полная ликующей радости и торжества сцена "Прославления Марии и ее божественного младенца музицирующими ангелами". На боковых створках показаны два ключевых эпизода истории Спасителя: «Благовещение» и «Воскресение». Если первая сцена решена достаточно традиционно, то «Воскресение» дает ощутить всю необычность и чудесность совершающегося. В ореоле радужного сияния, на фоне темного ночного неба возносится ввысь фигура Христа, знаменуя победу над смертью, торжество божественного духа. Живопись этого праздничного состояния алтаря особенно ясно выявляет своеобразие творческого дарования Грюневальда — его представление о цвете как о главном носителе духовного начала. Свет, окрашенный цветом, и цвет, обладающий особой светоносностью, позволяют художнику достичь пронзительного эмоционального воздействия.

Изенхеймский алтарь. Посещение Святого Антония Павлом Пустынником. Искушение Святого Антония. 1512—1515

Третье состояние алтаря, когда еще раз раскрываются створки центральной части (а это бывало крайне редко и только для избранных), вызывает опять новое впечатление. Центральную часть здесь заполняют резные изображения святых, исполненные скульптором Н. Гагенауэром значительно ранее того, как начал свою работу над алтарем Грюневальд. Грюневальду принадлежат здесь две боковые створки: «Искушение Святого Антония» бесами, принявшими вид фантастических чудищ, напоминающих излюбленные образы Босха, и «Посещение Святым Антонием Павла Пустынника» — беседа двух старцев среди мирной природы. Эмоциональный контраст обоих живописных произведений, их сочетание с сияющим золотом фигурами средней, скульптурной части, определяют завершающую тональность всего алтаря — победу божественного добра и нравственного начала над силами зла.

В произведениях Грюневальда конца 1510-х — начала 1520-х годов господствует настроение радостного приятия жизни. В так называемой "Штуппахской Мадонне" (1517—1519, Штуппах, приходская церковь) художник представляет Марию в облике цветущей молодой женщины, играющей с голеньким младенцем. Красочное звучание богатых одежд создает ощущение счастья материнства. Природа, среди которой изображена Мария, — такой же цветущий возделанный сад.

Встреча Святых Эразма и Маврикия 1520—1524

Исполненная по заказу молодого майнцского архиепископа Альбрехта Бранденбургского большая картина «Встреча Святых Эразма и Маврикия» (1520—1524, Мюнхен, Старая пинакотека) являет собой портретное изображение в натуральную величину самого архиепископа в образе Святого Эразма. Святой Маврикий — покровитель города Галле, для одной из церквей которого предназначалось это произведение, —был по легенде мавром, но здесь он больше похож на негра. Эффектное сопоставление христианского прелата в расшитом золотом епископском облачении и закованного в латы рыцаря-африканца дает возможность художнику показать все свое живописное мастерство.

Поздние картины Грюневальда демонстрируют усиление экспрессивных тенденций. Таковы «Распятие» и «Несение креста» для алтаря из Таубенбишофсхейма (ок. 1525, Карлсруэ, Кунстхалле).

Творчество мастера Матиса Нитхардта — Грюневальда, открытое по-настоящему лишь в начале ХХ столетия, сыграло большую роль в развитии искусства этого века. Его считают одним из предтеч экспрессионизма. Произведения его вдохновляли многих деятелей культуры. В частности, известным немецким композитором Паулем Хиндемитом написаны опера и симфоническая поэма Художник Матис, навеянные судьбой и образами Грюневальда.

Лилия Алешина