11.07.2008
Публикации

Альбрехт Альдорфер (Ок. 1480 — 1538)

Альбрехт Альдорфер, выдающийся немецкий живописец и график эпохи Возрождения, родился и работал в Регенсбурге на Дунае. Учился он, по-видимому, у отца — художника Ульриха Альтдорфера, испытал также влияние Лукаса Кранаха Старшего.

Творчество Альтдорфера весьма разносторонне. Среди его произведений есть и станковые религиозные композиции, и многочастные алтари, и работы, близкие историческому жанру, и аллегорические картины. Приписывают ему и монументальные росписи на светские сюжеты — фрески императорской купальни в Регенсбурге (ок. 1535, сохранились фрагментарно). Прославился он, однако, в основном пейзажными картинами, став одним из первых мастеров «чистого» пейзажа в европейской живописи.

Пейзаж с мостиком. Ок. 1518

В первых картинах подобного рода пейзажные мотивы еще сопровождает определенный сюжет ("Битва Святого Георгия с драконом", 1510, Мюнхен, Старая пинакотека). Позднее Альтдорфер пишет ландшафты, где основной и единственной художественной целью становится передача жизни природы. Таков «Пейзаж с мостиком» (ок. 1518, Лондон, Национальная галерея). Художник отказывается здесь от какой-либо внешней сюжетной мотивировки. Перед зрителем уголок леса с замшелой каменной башней. Все изображенное производит романтически сказочное впечатление: заросшее строение, старый подгнивший мостик, перекинутый между башней и скалистым обрывом. Ни следа человеческого существования, представленное зрелище художественно осмыслено само по себе. Живет только природа: блещут пятна цветов в траве, трепещут листья деревьев. Другой, более поздний пейзаж «Дунай близ Регенсбурга» (нач. 1530-х, Мюнхен, Старая пинакотека) изображает реальную, до сих пор узнаваемую местность. Здесь уже нет ничего романтического — опушка леса с уходящей вдаль дорогой, закатное солнце золотит листву.

Отдых на пути в Египет. Ок. 1510

В религиозных композициях Альтдорфер также выступает искателем новых художественных решений, основанных на интересе к проблемам пространства, света и цвета. По-своему раскрыта традиционная евангельская тема в ранней картине «Отдых на пути в Египет» (ок. 1510, Берлин, Государственные музеи). Богоматерь с Младенцем и Святым Иосифом расположилась возле чаши громадного, украшенного скульптурой фонтана. Младенец и маленькие ангелы плещутся в воде, зримо давая почувствовать жар летнего солнечного дня.

Воскресение. 1518

В 1510-е годы Альтдорфер получил заказ на исполнение многочастного алтаря для монастыря Святого Флориана в Австрии. Эта работа, сохранившаяся не полностью, вновь проявила необыкновенный живописный дар художника, его новаторское решение евангельских тем. На одной из створок художник изобразил «Воскресение» (1518, Вена, Музей истории искусства). В сцену, изображающую чудесное событие, живописец вовлекает космические силы. Золотящийся нимб Спасителя сливается с громадным ослепительным диском восходящего солнца. С его огненной стихией соседствует серебристый свет еще не померкшей луны.

Рождение Марии. Ок. 1520

В «Рождении Марии» (ок. 1520, Мюнхен, Старая пинакотека) сцена происходит в интерьере, но и в этом случае пространство, среда, взаимодействие света и тени — важные для художника композиционно-пластические задачи. Основные персонажи размещаются в затененной части обширного храма. Череда высоких колонн четко обозначает глубину помещения. За ними — другая половина храма, залитая рассеянным светом. Под сводами — хоровод ангелов, их веселое кружение охватывает весь простор храма, скрепляя композицию своеобразным венком.

История Сусанны. 1526

В конце 1520-х — начале 1530-х годов в творчестве Альтдорфера появляются новые темы и образы. В картине «История Сусанны» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека) главную смысловую роль играет дворец фантастической архитектуры с нагромождением лоджий, балконов и прочих архитектурно-декоративных деталей. Как раз в эти годы мастер был увлечен строительными заданиями, недаром в 1529 году он был назначен городским архитектором своего родного Регенсбурга.

Битва Александра Македонского с Дарием. 1529

Совершенно особое место в творчестве Альтдорфера и всей немецкой живописи того времени занимает большая картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529, Мюнхен, Старая пинакотека) — первая историческая композиция в искусстве Северного Возрождения. В изображении грандиозной схватки греческих и персидских воинов художник точно следует античным историкам, но, что очень существенно, возводит батальную сцену на уровень вселенского космического события. Исторический масштаб происходящего определяется не только несметной массой участников сражения, но и величественной картиной природы. Скалы, горные хребты, морской залив с островами и надо всем — стихия безграничного неба, в котором происходит своя борьба — небесный бой между мрачными тучами и сияющим золотом закатным солнцем. Своеобразную ноту в эту феерию космических сил вносит как бы свисающий с верхнего края картины картуш в ярко-красном обрамлении с надписью о происходящем зрелище. Он выглядит словно послание иного мира, иного времени.

Прекрасные, поэтические пейзажи создавал Альтдорфер и в рисунке, и в гравюре, главным образом в технике офорта, которую он существенно усовершенствовал.

Лилия Алешина