Жан Клуэ (Ок. 1485/1490 — ок. 1540/1541)
Жан Клуэ, прозванный «Жане», — прославленный портретист эпохи Ренессанса. Его кисти принадлежит один из драгоценных шедевров Лувра — "Портрет короля Франциска I" (ок. 1525—1530). Хотя король изображен без короны, скипетра и других атрибутов власти, образ его исполнен подлинного величия и в тоже время бьющего через край жизнелюбия. Портрет красив и декоративен по цвету, в нем есть ощущение праздничности. Франциск представлен на фоне пурпурного парчового занавеса в великолепном парадном костюме: белый атлас перемежается полосами черного бархата с золотым шитьем, рука на золотом эфесе шпаги, на груди орден Святого Михаила. Черный бархатный берет с пышным страусовым пером, темные волосы и борода обрамляют лицо, концентрируя на нем внимание.
Портрет может многое рассказать об изображенном. Фигура короля выдвинута на передний план, она не только занимает все поле картины, но даже не умещается в нем: кажется, что Франциск плечами раздвигает пространство — в этом весь характер короля, который стремился быть первым и среди европейских монархов, и на поле брани, и в делах любви. Красавец высокого роста, безрассудно храбрый король-рыцарь совсем молодым одержал победу в битве при Мариньяно (итальянский поход), но были и неудачи — разгром и плен в сражении при Павии (1525). На портрете мы видим короля уже умудренного годами: взгляд узких глаз настороженно-пристальный, чуть лукавый; нос — тонкий, чуткий; губы — чувственные, прихотливого рисунка, словно таят усмешку. Перед нами человек непростого характера, яркая, неординарная личность. Походы в Италию, знакомство с итальянским и античным искусством побудили короля начать коллекционировать произведения прославленных итальянских мастеров, приглашать их для работы во Францию: Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто, Франческо Приматиччо, Россо и других. Во Франции провел последние годы жизни Леонардо да Винчи; по преданию, он умер на руках короля. Франциск I посылает в Италию специальных людей для приобретения подлинников античного искусства или заказывает копии. XVI век — период расцвета во Франции новой гуманистической культуры. Достаточно вспомнить имена Рабле, Моро, Ронсара и других. Франциск I открывает новые учебные заведения — Коллеж де Франс, библиотеки, типографии; приглашает ко двору поэтов, художников, ученых.
Один из них, эрудит, знаток древних языков Гийом Бюде запечатлен Жаном Клуэ (1536, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). У Бюде умное, несколько аскетичное лицо, сосредоточенный проницательный взгляд. Он представлен во время научных занятий, в руке перо, на столе раскрытая книга, на страницах которой можно различить текст на древнегреческом языке. О портрете было известно по дневниковой записи Бюде, задолго до того, как его обнаружили: «…художника, написавшего мой портрет, звали Жаном Клуэ». Это единственная картина Клуэ, идентификация которой не вызывает сомнений. (Сам портрет был найден лишь в 1923 году.)
О жизни художника известно мало. В течение почти трех столетий имя Клуэ было предано забвению, и лишь с середины XIX века о нем заговорили вновь. Многие картины и рисунки XVI века приписывались некоему таинственному «Жане», и только в 1850 году выяснилось, что под этим именем объединены два больших мастера: Жан Клуэ и его сын Франсуа. Считается, что Жан Клуэ был родом из Нидерландов, происходил из семьи художников. Первоначально работал в Туре, был женат на дочери ювелира, имел сына. Затем он переехал в Париж. Первые упоминания о нем в счетах Франциска I относятся к 1516 году. Он работал в это время над миниатюрами к Комментариям к Галльской войне, имел придворное звание «художника короля и камердинера его Величества», а прозвище «Жане».
Жан Клуэ почитался не только как живописец. Славу принесли ему и карандашные портреты, подкрашенные сангиной. Эти рисунки так и назывались — «карандаши». Рисунки делались с натуры и первоначально служили подготовкой к живописи. Однако часто эти «карандаши» были настолько выразительны, что их стали ценить и собирать как самостоятельные художественные произведения.
Благодаря Клуэ, мы можем увидеть Франциска I в разные годы жизни, его энергичных и деятельных сподвижников, известных полководцев, дипломатов и т. д. Каждый портрет — это ярко выраженный характер, но особенно пленительны женские и детские портреты, например, Маргариты Валуа, дочери Франциска I (ок. 1530, Шантийи, Музей Конде). Черты намечены тонкой, едва заметной линией, чуть тронуты розоватой сангиной губы, выделены лишь большие темные глаза, доверчиво, с детским простодушием смотрящие на мир.
Двор Франциска I славился своими красавицами. Королю приписывают слова: «Двор без красивых женщин, как весна без цветка». Ко многим из них Франциск бывал благосклонен. Мария Моншеню из свиты Элеоноры Австрийской (второй жены Франциска I) была возлюбленной короля. Ее лицо далеко от классического идеала, но Клуэ тонкой, словно «тающей» линией сумел передать очарование облика Марии, взгляд ясных глаз, отражающий тихий свет души, мягкую гармонию форм (ок. 1535, Шантийи, Музей Конде). Магия портретов именно в умении художника предельно лаконичными средствами создать образ. Завораживает не виртуозность техники, а ощущение живого дыхания жизни; поражает, а возможно, особенно привлекает кажущаяся «простота» техники мастера.
В Италии, Германии, Нидерландах были в то время талантливые рисовальщики, но только во Франции XVI века рисованные портреты превратились в особый вид искусства, стали приметой французской национальной художественной школы эпохи Ренессанса. Это произошло в значительной степени благодаря дару Жана Клуэ линией одухотворять поверхность листа бумаги, вызывать из небытия образ жившего некогда человека.