12.07.2008
Публикации

Насух Матракчи [Насух ас-Силяхи аль-Матраки] (Первая половина XVI века)

В правление османского султана Сулеймана I Великолепного (1520 — 1566) турецкая миниатюрная живопись достигла своего зенита. Хроники, документирующие официальную жизнь султана, важнейшие политические события, блистательные военные победы и пышные празднества, демонстрирующие богатство и мощь неудержимо растущей империи, нуждались в ярких впечатляющих иллюстрациях. При дворе Сулеймана I работали персы, албанцы, черкесы, молдаване, а также турки, которые лишь начинали осваивать мастерство живописцев. Насух ас-Силяхи был самым известным художником этой группы. Он прославился также как математик, историк, географ, литератор и постановщик театральных пародийных сражений, которые входили в число развлечений османского двора. Прозвище Матраки, или Матракчи, он получил благодаря победам в спортивной игре «матрак» — состязании в виде танца, участники которого сражаются деревянными мечами, с маленькими круглыми подушками в качестве щитов.

Халеб (Алеппо)

Придворный ученый и рисовальщик, Насух в 1534—1535 годах сопровождал султана Сулеймана в походах на Иран и Ирак; в 1537—1538 он описал эти военные экспедиции в Отчете о каждой стадии кампании в Двух Ираках (рукопись на арабском и персидском языке, более известна под названием Меджмуа-и-Меназил, или Маршруты; библиотека Стамбульского университета). Текст рукописи Насух сопроводил 132 иллюстрациями, включающими 82 изображения городов Турции, Ирака и Ирана. Научно-художественный стиль этих миниатюр положил начало развитию в османском искусстве жанра «топографической живописи», появление которого Насух объяснил просто: «Я описывал словами и передавал красками все местности, города, городки, деревни, крепости, давая их имена и картины».

Битлис

Принцип построения карт-панорам Насух мог унаследовать от византийской традиции, в которую он привнес много нового, изобретательно преобразуя любой документальный чертеж в произведение искусства. Иллюстрации Насуха к собственным рассказам органично сочетают черты топографической карты и архитектурного пейзажа. Они дают широкую панораму окружающего ландшафта и насыщены увлекательными деталями, которые можно долго рассматривать и многословно описывать. В его миниатюрах нет линии горизонта; и города и крепости кажутся увиденными с высоты птичьего полета и одновременно — с верхушки минарета или невысокого холма. Достоверность и скрупулезность топографических подробностей легко сочетаются с живостью и выразительностью рисунка, гармонией чистых красок, искусным выбором колорита, нередко построенного на контрастах интенсивных тонов, меткими характеристиками архитектурного и ландшафтного своеобразия каждого населенного пункта.

Стамбул

Не отказываясь от стандартных приемов средневековых картографов, Насух находил для каждого сюжета особую форму композиции, подбирал отличительную цветовую гамму, наполняя картину того или иного города ощущением его исключительности, неповторимости. Так, широкой ярко-синей полосой залива со снующими по водной глади нарядными парусниками и рыбачьими лодками он остроумно разделил композицию карты-картины Стамбула на две различно ориентированные части, вынуждая зрителя поворачивать книгу то вертикально, то горизонтально, вовлекая его тем самым в движение вокруг и внутри города, живописно расположенного по сторонам залива Золотой Рог на гористых и равнинных берегах Босфора и Мраморного моря.

В каждой миниатюре Насуха просматривается намек на благотворную преобразующую и организующую роль Османской империи, берущей под опеку территории, погрязшие в хаосе неверия и запустении. Его панорама Эрзурума, отвоеванного османами у монголов в 1514 году, создает впечатление неудобной для жизни, пережившей свое время крепости, в тесные кварталы которой рядом с церквами с трудом втиснулись небольшие мечети. Напротив, Кара Амид (ныне Диярбакыр в Турции) выглядит как воплощение идеально спланированной цитадели исламского государства. Битлис похож на процветающий среди бесплодных скал сказочный город — с замком на линии крепостных стен, большими красивыми зданиями с куполами и аркадами, загородной соборной мечетью и пышным садом. Эскишехир горделиво демонстрирует архитектурные преимущества османских мечетей, дворцов и мавзолеев в сравнении с невзрачной старой застройкой. Яркая образность созданных Насухом городских пейзажей позволила турецким искусствоведам назвать его миниатюрные картины «портретами городов». Свою хронику побед Сулеймана Великолепного — Сулейман-наме (ок. 1545, Стамбул, Музей Топкапы-сарай) Насух украсил 32 выразительными «портретами», в том числе изображениями городов, в порты которых заходил турецкий флот во время средиземноморской кампании 1543 года под предводительством знаменитого турецкого военачальника Хайраддина Барбароссы.

Турецкие галеры на Дунае. Миниатюра из «Сулейман-наме»

Декоративная нарядность очерченных легкими стремительными штрихами военно-морских судов, идущих на всех парусах на фоне генуэзской гавани, заполнивших акваторию Тулона или отдыхающих у живописных берегов Ниццы, как бы ненароком подчеркивает превосходство османского флота. Другие миниатюры этой рукописи иллюстрируют сюжеты, связанные с походом Сулеймана I в 1543 году против Австрии и Венгрии. Среди изображений десяти городов и крепостей, завоеванных турецкой армией и флотом в 1481—1512 годах, в третьем сочинении Матракчи Насуха, собственноручно им переписанном и иллюстрированном, — Истории султана Баязида II (Стамбул, Музей Топкапы-сарай), любопытна миниатюра с крепостью Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), перестроенной из захваченного в 1484 году молдавского городка Четатя-Алба.

Крепость Эстергон. Миниатюра из «Сулейман-наме» Насуха. Ок. 1545

Городские пейзажи Матракчи Насуха внесли в турецкую живопись свежую струю, открыв путь смелым поискам новых жанров. Турецкий навигатор и картограф XVI века Пири Рейис, например, сопроводил некоторые карты своей двухтомной "Книги мореходства" (1525—1526), миниатюрными пейзажами. «Портреты городов», созданные Насухом, интересны также как ценный источник сведений по истории средневекового градостроения архитектуры огромного региона

Татьяна Стародуб