Николас Хиллиард (1547 — 1619)
Николас Хиллиард, придворный миниатюрист английских королей конца XVI — начала XVII века, принадлежал к блистательной плеяде елизаветинцев и был современником Шекспира. В Англии портретная миниатюра стала видом изобразительного искусства, в котором с наибольшей полнотой выразила себя эпоха Возрождения. Крошечные изображения, написанные на пергамене, наклеенном на кусочек игральной карты, соединяют в себе стремление к точной передаче внешнего сходства модели с интересом к ее внутреннему душевному состоянию. Обычно такими изображениями обменивались влюбленные, и тогда миниатюра превращалась в своеобразное любовное объяснение. Заключенные в драгоценные медальоны, такие портреты были важным элементом повседневной жизни английского двора, культивировавшего рыцарские обычаи с их идеей служения Прекрасной Даме, чувству идеальной любви.
При внешней сдержанности чувств, дополнительно вышколенных требованиями к облику образцового придворного, портреты Хиллиарда, особенно ранние его произведения, несут ощущение полноты жизни, внутреннего достоинства и самоутверждения.
Стиль мастера складывался под влиянием Хольбейна и традиций средневековой миниатюры. Хиллиард избегал светотени и работал в основном тонкой изысканной по форме линией, используя чистые нежные тона акварели. Прибегая к ограниченным изобразительным средствам, при известной плоскостности изображения он удивительно точно передает живое сходство с натурой. Ему порой достаточно несколько капель краски, чтобы воспроизвести тонкие кружева воротника или сияющий драгоценный камень. Роскошные прически дам усыпаны золотыми украшениями, пышные костюмы переливаются, словно диковинное оперение райских птиц. Впечатление от живописной тонкости работы мастера-миниатюриста замечательно передал Шекспир: «Художник, как паук, сплел золотую нить — ловить сердца, как мошек в паутину».
В 1580-е годы меняется образный строй искусства Хиллиарда. Под влиянием идей неоплатонизма в его творчестве появляются меланхолические настроения, начинают звучать темы судьбы, рока, любовного томления и снедающей страсти. Герои стремятся уйти от суеты двора, уединившись среди дубрав. Именно таким чувством проникнута знаменитая кабинетная миниатюра "Юноша среди розовых кустов" (1588, Лондон, Музей Виктории и Альберта). Мастер изобразил здесь, очевидно, Роберта Девре, графа Эссекса, фаворита Елизаветы I. Куст роз-эглантерий говорит о том, что признание в любви обращено именно к королеве. Граф стоит, опершись на ствол дуба, и гибкие, но колючие стебли вторят его позе, а нежные переливы зелени словно окутывают его фигуру. Черный плащ — символ постоянства и меланхолии — небрежно накинут на плечо, подчеркивая юношескую хрупкость Эссекса. Это, одно из наиболее поэтичных творений художника, кажется своеобразным живописным сонетом, в нем словно звучат хрустально чистые звуки вирджинала. Лирический строй миниатюры, ее музыкальность основаны на изысканной декоративности композиции, на пронизывающих ее линеарных и цветовых ритмах, на взаимообогащении объемно решенных форм и орнаментальности, подчеркнутой каллиграфической вязью надписи по верхнему краю изображения.
Хиллиард, как и многие другие художники его времени, уделял большое внимание символическим деталям, эмблемам и девизам, которые должны были быть понятны тому, для кого предназначался портрет. Этот язык символов трудно до конца расшифровать, что придает ощущение некоей загадочной недосказанности образам, созданным мастером.
Особое назначение имели принадлежавшие кисти Хиллиарда портреты королевских особ. Некоторые из них, заключенные в драгоценную оправу, служили в качестве награды приближенным за особые заслуги, являясь прообразом более поздних государственных орденов. Другие рассылались ко многим европейским дворам с матримониальными целями. Приписываются мастеру и выполненные маслом станковые портреты Елизаветы I с пеликаном (1572—1576, Ливерпуль, Художественная галерея Уокера) и фениксом (1572—1576, Лондон, Национальная портретная галерея).