14.07.2008
Публикации

Риза Аббаси (Ок. 1575 — 1635)

С именем Ризы Аббаси, обладавшим высочайшим мастерством рисовальщика и тонким чутьем колориста, связывают становление и расцвет исфаханского художественного стиля первой половины XVII века.

Миниатюра этого стиля «выросла» из одежд средневековой книжной иллюстрации, вышла за рамки рукописи и обрела статус украшающей альбом — муракка красочной живописной картины или рисунка с изящной подцветкой. Не связанные с каким-либо литературным сюжетом изображения одного-двух персонажей заняли царственное положение в пространстве листа. Предпочтение отдавалось юношам или девушкам, идеально прекрасные портреты которых наводят на мысль о суфийской мистической поэзии, изобретательно воспевающей в образах любовной лирики любовь к Богу. Гениальность Ризы Аббаси проявилась в умении наполнить эту идеальную оболочку пульсирующим биением жизни, воспеть красоту и достоинства и принца, и пастуха, и нищего дервиша, соединить в одной композиции образы юности и старости, возвышенно поэтическое и смешное.

Художнику стал интересен человек как личность — его внешний вид, его занятия, его настроение. Новое отношение к человеку выразилось в том, что с начала XVII века живописец вышел из тени неизвестности и с сознанием ответственности и гордости за свою работу стал подписывать собственные произведения, иногда посвящая их дорогим ему людям. Одну из миниатюр — "Портрет мужчины со светильником" (Санкт-Петербург, Институт востоковедения), Риза Аббаси сопроводил надписью: «Выполнено для Мухаммад-Бакира, славнейшего из сыновей, да продлит Аллах жизнь его на века…». Другая подпись на миниатюре Ловля рыбы из Музея Чарторыйских в Кракове, работа над которой была закончена «в четверг пятого числа счастливого месяца шавваля 1029 (3 сентября 1620. — Т.С.)», доказывает, что Риза Аббаси был почтительным сыном художника Али-Асгара Кашани, к тому времени уже покойного, «нашедшего защиту у милосердия <божьего>».

Однако, несмотря на обилие произведений, подписанных Ризой Аббаси, его биография остается для нас загадкой. Полагают, что его творческая жизнь началась в Казвине — столице Сефевидов (1501—1733), где художник прославился как Ака-Риза, или Риза. Пораженный его необычайным талантом и успехами, известный автор трактата о каллиграфах и живописцах Кази Ахмад восторженно писал: «Правильно, что время гордится его существованием, ибо в расцвете юности он довел до такого мастерства изящество кисти, живописность и сходство, что… в настоящую эпоху он не имеет соперника; …искусные живописцы, которые живут в наше время, признают его безукоризненным. Он похитил у предшественников мяч первенства и все еще имеет дни для совершенствования; надо надеяться, что преуспеет…».

Юноша с кувшином. Ок. 1590
Девушка в меховой шапке. 1602—1603

По сообщению другого автора, Ака-Риза в 1593 году стал придворным живописцем шаха Аббаса I (1587 — 1629), который в 1598 году перенес столицу государства в Исфахан, где с 1601—1602 года начала работать дворцовая мастерская, которую художник и возглавил. Логично думать, что именно он в этот период присоединил к своей подписи более почетное имя Аббаси взамен Ака — «господин». Большинство исследователей склонны считать, что это был один и тот же художник и выделять в его творчестве три периода. Ранний период, еще связанный со стилем казвинской школы, представлен солнечной, излучающей радостное осознание юности и красоты миниатюрой "Юноша с кувшином" (ок. 1590) и изысканно утонченным рисунком "Девушка в меховой шапке" (1602—1603, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Пиршество на лоне природы. 1612
Пиршество на лоне природы. 1612

В пятнадцатилетний период формирования собственно исфаханского стиля (после 1605) был создан великолепный по композиции и красочному решению диптих "Пиршество на лоне природы" (1612, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Пастух. 1634

В последние пятнадцать лет жизни Риза Аббаси создал такие смелые, новаторские (по глубине духовного осмысления темы и характерности персонажей) работы, как "Пастух" (1634, Санкт-Петербург, Национальная российская библиотека).

Виночерпий. 1627—1628

Почитание Ризы Аббаси как великого мастера нашло воплощение в создании (редчайший случай) его учеником Му’ином-мусаввиром миниатюрного портрета учителя; подпись на портрете сообщает дату смерти художника, который дал жизнь новаторскому стилю иранской живописи на закате Средневековья.

Татьяна Стародуб