15.07.2008
Публикации

Франс Снейдерс (1579 — 1657)

XVII век в западноевропейской живописи — это век расцвета натюрморта. Во Фландрии крупнейшим мастером этого жанра был Франс Снейдерс. В его произведениях отразилось характерное для фламандской живописи ощущение чувственной природы вещей, ее первозданной динамичной силы. Французский термин XVIII века натюрморт, то есть «мертвая натура», менее всего применим к полным ликующей жизнерадостности картинам Снейдерса.

Получив живописное образование в Антверпене, Снейдерс побывал в Италии и, вернувшись в 1608 году в Антверпен, стал работать в мастерской Рубенса, где писал в его картинах и картинах других художников цветы, фрукты и животных. В творчестве Снейдерса произошел решительный перелом, он обратился к жанру монументально-декоративных натюрмортов, известных под условными названиями "Лавки", "Кладовые", "Кухни". Огромные композиции предназначались для украшения дворцовых парадных помещений. Так, серия натюрмортов 1618—1621 годов, ныне хранящаяся в Эрмитаже, была исполнена для столовой дворца архиепископа Антония Триста в Брюгге.

Фруктовая лавка. 1618—1621
Мясная лавка. 1630-е
Натюрморт с лебедем. 1640-е

В натюрмортах Снейдерса на вытянутых прилавках или столах громоздятся груды снеди: мяса, битой птицы, рыбы, фруктов, овощей. Здесь все преувеличено, обилие даров природы и их разнообразие кажется безграничным. Все изображено крупно, эффектно: мощные туши мяса, кабаньи головы, убитые олени, зайцы и лебеди, омары, связки овощей, горы фруктов, посуда, корзины. Расположение масс построено на контрасте форм, фактуры, красок, игре светотени. Предметы расположены ярусами, но не умещаются на столах и словно готовы обрушиться в сторону зрителя. Кажется, что только рама картины удерживает их. Картины часто населяют активно действующие существа: хищные кошки и преследующие их и принюхивающиеся к дичи собаки, обезьяна, крадущая фрукты. Человеческие фигуры для картин Снейдерса писали другие художники. При кажущейся хаотичности мастер создает точно и четко организованные композиции, отличающиеся великолепием декоративного целого. Огромная роль в создании красочного зрелища принадлежит цвету: из общего оливкового фона выступают излюбленные мастером и наделенные особой выразительностью крупные цветовые пятна — красного и синего разных оттенков и сияющего белого. Но главный солист в многоголосом хоре — белоснежный убитый лебедь с раскинутыми крыльями ("Натюрморт с лебедем", 1640-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Его изображение придает неожиданный поэтический оттенок натюрморту и, несомненно, связано с многозначной символикой этого образа.

Смысл натюрморта в XVII столетии не исчерпывался только его непосредственным изображением. Расцвет самого жанра был обусловлен широким кругом причин и мотивов и насыщен разнообразными содержательными моментами. Среди них значительную роль играло иносказательное значение, которым наделялось все, что изображалось в картине. Современниками этот скрытый символический язык воспринимался гораздо доступнее и важнее, чем нами сегодня.

Птичий концерт. Ок. 1630

Снейдерс был превосходным анималистом, он писал сцены охот и особенно любил изображать птиц. Во фламандском обществе XVII века красочные «птичьи концерты» считались нарядным и забавным украшением богатых жилищ и пользовались успехом. «Птичий концерт» (ок. 1630, Мадрид, Прадо) Снейдерс, как было принято в то время, создал совместно с живописцем Яном Вильденсом, написавшим дерево с раскидистыми ветвями и голубоватое небо в виде фона. Снейдерс хорошо знал породы разных птиц — попугая, удода, щегла, ласточку и их повадки. Концертом пернатых заправляет тихая мудрая сова. Живописная манера мастера достигла к тому времени особой свободы и уверенности. Его особенно привлекало изображение попугаев, птицы необычной, завезенной из экзотических стран, и благодаря способности подражать речи человека, издавна считавшейся символическим посредником между миром людей и миром потусторонним.

Попугаи

Картина «Попугаи» (Гренобль, Музей изящных искусств) запечатлела общество больших красных и оранжевых длиннохвостых попугаев, важно восседающих на дереве в окружении своих более мелких собратьев и других птиц. Фигуры попугаев, ствол дерева, его ветви с плодами образуют крупный, красиво построенный узор на светлом фоне. Фантастический мотив кажется реальным.

Широкая известность Франса Снейдерса породила множество заказных работ, нередко создаваемых в мастерской по определенному трафарету. Его лучшие произведения украсили крупнейшие европейские музеи.

Татьяна Каптерева