Виллем Клас Хеда (1594 – между 1680 и 1683)
Голландский натюрморт XVII века занял первое место среди живописи этого жанра в странах Европы. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Но они подчинены продуманной четкой композиции, объединены мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в пределах коричневато-золотистой и серо-серебристой гаммы красок. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.
Каждый из предметов расположен так, представлен с таких точек зрения, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу. Предметы словно хранят тепло прикосновения человеческих рук, следы его недавнего присутствия: брошена смятая салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо.
Особенностью натюрмортов было скрытое, иносказательное значение, которым наделялись многие изображенные предметы. Для европейской культуры XVII века существенной стала тема бренности всего земного (Vanifas). Символический подтекст имели изображения остановившихся часов, сорванных и засохших цветов, горящей свечи, курительных приборов, пустых раковин (оболочка ушедшей жизни) и многое другое.
Значения аллегорий с их назидательным смыслом был гораздо доступнее современникам, чем современному зрителю. Некоторые, особенно ранние, работы Хеды посвящались этой теме. Однако его искусство оставалось обращенным к реальной жизни. Хеда иногда обращался также к изображению вещей из дорогих материалов, серебряных чаш, венецианского стекла, но этот роскошный и изысканный тип натюрморта для него не был характерен, мастер хранил верность собственным сложившимся приемам.