Клод Лоррен [Клод Желле] (1600 — 1682)
Гете писал о французском живописце Клоде Лоррене: «…нет и следа повседневной реальности в его картинах, но есть высшая правда».
Клод Лоррен, как и его великий соотечественник Никола Пуссен, прожил почти всю жизнь в Италии, но писал только пейзажи, пользовавшиеся шумным успехом. Поначалу, казалось, что ничто не предвещало столь громкой славы.
Клод Желле — таково его настоящее имя — родился в Лотарингии (Lorraine), отсюда укоренившееся в итальянской богемной среде прозвище Лоррен. Он происходил из крестьянской семьи и, рано осиротев, уехал в Италию, где в Риме был слугой, а затем учеником второстепенного живописца Антонио Тасси. Если не считать двухлетнего пребывания в Неаполе и кратковременного посещения Лотарингии, жизнь Лоррена целиком прошла в Риме.
Отдельные пейзажные произведения появились в искусстве итальянских мастеров конца XVI — начала XVII века, но только у Клода Лоррена пейзаж превратился в самостоятельный жанр. Художник вдохновлялся мотивами реальной итальянской природы, однако в его картинах они складывались в обобщенный, идеальный образ, соответствующий нормам классицизма. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены; подчас картины варьируют схожие мотивы.
В отличие от Пуссена, воспринимавшего природу в героическом плане, Лоррен прежде всего лирик. Его произведения не обладают глубиной мысли, широтой охвата действительности, в них более непосредственно выражено живое чувство природы, оттенок личного переживания. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Их особая привлекательность — в ощущении влекущего к себе пространства, в том, что от затененного переднего плана центр картины словно распахивается в глубину, в прозрачную даль. Источник света, помещенный у горизонта, озаряет прозрачное высветленное небо, и свет как бы льется из глубины. По преданию, Лоррен не любил писать фигуры в библейских и мифологических сценах на первом плане и поручал их выполнение другим живописцам. Несомненно, что ему принадлежал общий замысел этих изображений, благодаря которому природа и люди находились в определенной образной взаимосвязи, а фигуры не превращались в простой стаффаж.
В ранних работах Лоррен больше увлекался деталями, несколько перегружал их архитектурными мотивами, передний план утяжелял коричневатыми тонами. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). Картины, по-видимому, связаны между собой темами Жизни и Смерти, но их содержательный смысл отступает на второй план перед образом прекрасной итальянской природы.
Согласно Библии, мать Моисея, опасаясь преследований фараона, спрятала новорожденного младенца в просмоленной корзине в зарослях тростника у берега Нила. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Сюжет Нахождение Моисея — один из самых распространенных в европейской живописи, — как правило, переносился в обстановку современной тому или иному художнику жизни, и в картине Лоррена река, римский акведук вдали, призрачные горы, таинственные башни и весь окружающий пейзаж не имеют ничего общего с Египтом и с древним Нилом. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец.
Смелее и удачнее решен художником пейзаж "Погребения Святой Серафины". Он посвящен истории христианки Серафины, уроженки Сирии, которая, став рабыней знатной римлянки Сабины, обратила свою госпожу в христианство. Во II веке она была умерщвлена. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. В композиции уравновешены две части: справа высится красивый античный храм с ионическими колоннами, на его высокой платформе — стройные фигуры женщин. Слева открывается сияющий простор неба, прозрачные уходящие вглубь дали, где в дымке виден римский Колизей. На дальнем холме примета отнюдь не древнеримской, а современной художнику жизни Вечного города с его заброшенными античными развалинами.
Восприятие природы Лорреном становится все более эмоциональным, его интересуют ее изменения в зависимости от времени дня. В целостном цикле Эрмитажа он воплощает тонкую поэзию "Утра", ясный покой "Полдня", туманно-золотистый закат "Вечера", синеватый мрак "Ночи". Особенно хороша картина «Утро». Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. В сумрачную тень еще погружены античные руины, вносящие оттенок грусти в ясный и тихий пейзаж.
Клод Лоррен особенно любил изображать лазоревое море, его бескрайний простор, рябь волн, бегущую солнечную дорожку. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Морская нимфа Галатея отвергла Полифема, страшного сицилийского циклопа, обитавшего в пещере. Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. В левом углу картины Галатея подплывает в ладье к берегу, в центре картины изображена радостная встреча влюбленных. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Ничто не предвещает трагической развязки. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Зритель, не знающий сюжетную основу картины, ощущает, прежде всего, красоту пейзажа, его мечтательный лиризм.
Художник особенно часто изображал морские композиции. В картине «Морская гавань при восходе солнца» (1674, Мюнхен, Старая пинакотека) господствует свободное пространство моря. Идущий из глубины утренний свет солнца проникает повсюду, даже в затененные части. Фигуры людей, разгружающих судно, образуют на переднем плане строгие четкие силуэты. Величию природы вторит красота архитектуры, античной триумфальной арки божественно стройных пропорций.
Замечательны пейзажные наброски Лоррена с натуры, сделанные во время прогулок по окрестностям Рима. С исключительной яркостью в них сказалось присущее мастеру непосредственное чувство природы. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга; Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника; ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. Многие этюдные наброски Лоррена отличаются широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. Мотивы рисунков очень разнообразны: от величественной, окруженной парком виллы Альбани, до простого, заросшего мхом камня на берегу реки.
Вплоть до начала XIX века картины Лоррена оставались образцами для мастеров пейзажной живописи. Его искусство, связанное с понятием «античного пейзажа», обогатило мировое художественное наследие.