Шарль Лебрен (1619 — 1690)
Во второй половине XVII столетия вокруг французского королевского двора были собраны все лучшие творения художников страны. Подлинным средоточием культуры Франции стал Версаль. Различные художественные направления отныне нивелировались в «большом стиле» абсолютной монархии. Художественная жизнь подвергалась строгой централизации. Законодателем «большого стиля» был Шарль Лебрен, обширный круг деятельности которого касался всех видов пластических искусств. Он руководил работами по украшению дворцов Парижа и Версаля, возглавив целую армию живописцев, декораторов, скульпторов, граверов, ювелиров и мастеров прикладного искусства, осуществлявших его замыслы. Выдающийся декоратор, наделенный неистощимой энергией и великолепными организаторскими способностями, Лебрен обладал ценнейшим качеством — чувством единого живописно-пластического ансамбля. Искусство эпохи Людовика XIV, которое служило воплощению официальной идеи, может показаться излишне помпезным, холодно официальным. Но воображение захватывает прежде всего безупречное чувство стиля. И в этом немалая заслуга Лебрена.
Его карьера была стремительной и блестящей. Ученик придворного живописца Симона Вуэ, перенесшего на французскую почву приемы итальянского и фламандского барокко, он вместе с тем был горячим поклонником Пуссена. Сопровождая Пуссена, в 1642 году уехал в Италию, где за время четырехлетнего пребывания приобрел прочные профессиональные навыки. По возвращении во Францию Лебрен быстро выдвинулся, занимаясь главным образом декоративными работами во дворцах и особняках знати (отель Ламбер Париже, замок Во-ле-Виконт). В 1661 году получил заказ от королевского двора на серию картин Подвиги Александра Македонского. Здесь вполне определился стиль его парадной живописи, напыщенный, многословный, подменяющий героику внешней патетикой.
Лебрен, один из основателей Королевской академии живописи и ее президент, в 1663 году стал директором мануфактуры гобеленов и был назначен «первым живописцем короля». Одной из его главных работ стали росписи дворца в Версале. Исторические события сопровождаются в них сонмом аллегорических и мифологических фигур, живопись сочетается с богатой скульптурной орнаментикой. Центральное произведение Лебрена в Версале — роспись плафона Зеркальной галереи, самого большого и парадного помещения дворца. Внутреннее пространство протяженной галереи иллюзорно расширено рядом крупных зеркал, расположенных в нишах и против окон. Роскошный лепной карниз служит переходом к еще более сложному по композиции и цветовому решению огромному плафону Лебрена. Роспись, прославляющая военные победы Людовика XIV, покрывает сводчатое перекрытие, заключена в медальоны и расчленена пышной скульптурной декорацией.
Особая роль в убранстве залов версальского дворца принадлежала гобеленам и драгоценной мебели. Деятельность Лебрена как директора Королевской мануфактуры гобеленов оказалась исключительно активной и плодотворной. Производство гобеленов, безворсовых ковров, имело во Франции давнюю традицию. К началу XVII века предприятие, основанное братьями Гобелен (отсюда само название «гобелен»), сильно разрослось, а с централизацией мануфактуры вступило в пору расцвета. Гобелены XVII века, огромные по размерам, отличающиеся изысканным чувством цвета и орнаментальным великолепием, — одно из самых эффектных и изощренных созданий декоративного искусства Франции. Они ткались на ручных станках из цветной шерсти с добавлением шелка, а иногда золотых и серебряных нитей; их производство требовало длительного времени.
Создание подготовительных картонов для гобеленов, которые изготовлялись сериями, оказывалось не под силу одному живописцу. Многие из них специализировались в определенной области: один изображал фон, другой — архитектуру, третий — фигуры и утварь, четвертый — бордюры и т. д. Но всегда главенствовал художник, который осуществлял общий замысел, добивался композиционного единства, представляя себе произведение как художественное целое. Таким художником чаще всего был неутомимый Лебрен. Большинство гобеленов связано с его именем, создавалось по его картонам и пользовалось шумной славой. После смерти Лебрена гобеленное производство Франции пришло в упадок и возродилось только в XVIII веке.
Лебрен редко писал портреты. Однако луврский портрет канцлера Пьера Сегье заслуживает особого внимания. Канцлер восседает на медленно идущем коне, его сопровождают шествующие рядом пажи. Исполненный благородной живописности, которой далеко не всегда хватало Лебрену в его огромных росписях, портрет представляет собой торжественное декоративное зрелище. Вместе с тем это произведение — в своем роде красноречивый исторический и художественный документ. Доброжелательный вельможа, милостиво взирающий на окружающих, ничего общего не имеет с подлинным канцлером Сегье, который вошел в историю как одна из самых зловещих фигур абсолютистского режима.
Лебрен не просто льстил своему сановному покровителю. Художник своего времени, он невольно, но с большой убедительностью передал в портрете искусственный дух эпохи, где видимость и изощренная ложь стали своего рода нормой жизни. В шествии канцлера и его свиты есть что-то театрализованное, словно подражающее «восточной» церемонии. Впечатление это усиливается узорчатостью шитых золотом тканей, двумя огромными зонтами, которые держат пажи, безликие, написанные, вероятно, с одной модели. Подобно кордебалету, они создают изящный антураж для главного героя. Изображенное Лебреном зрелище было им увидено в действительности — известно, что портрет, написанный в 1661 году, был создан под впечатлением от торжественного въезда Людовика XIV и королевы Марии-Терезы в Париж, во время которого французская аристократия предстала во всем своем великолепии.
Возглавив Королевскую академию живописи, Лебрен выступал как создатель эстетики академизма, в котором изобразительные нормы подчинялись жестким канонам. Утверждая незыблемость мертвых художественных догм, представители Академии прикрывались авторитетом Пуссена. Считая себя его последователем, Лебрен доказывал первостепенное значение рисунка в противоположность, так называемым рубенсистам, которые провозглашали приоритет колорита. Противником Лебрена выступал живописец Пьер Миньяр, его конкурент и личный враг. Художественные доктрины Лебрена и Миньяра ничего общего не имели с подлинной сущностью искусства Пуссена и Рубенса. Различия в их взглядах практически не выходили за рамки академизма.
Заложенные Лебреном и деятельностью французских академий XVII века основы академизма получили развитие в дальнейшем.