19.07.2008
Публикации

Карел Фабрициус (1622 — 1654)

Карел Питерс присвоил себе прозвище Фабрициус (от слова faber — плотник), потому что в юности увлекался плотничеством. Под прозвищем Фабрициус он стал известным голландским живописцем, самым способным учеником Рембрандта.

Природа щедро наградила его ярким талантом, мужественной внешностью, сильным характером, ранней славой. Жизнь живописца в Голландии XVII века зависела от работы на продажу, запросов рынка, вкусов заказчиков и нередко завершалась нищетой, забвением, одинокой старостью. Судьба, как правило, не баловала самых выдающихся художников. По отношению к Фабрициусу она оказалась и вовсе беспощадной. В тридцатидвухлетнем возрасте, в расцвете творчества он трагически погиб в Делфте при взрыве пороховых складов. Фабрициус успел написать не много картин, не все из них дошли до нашего времени.

С гибелью Фабрициуса голландская живопись лишилась одного из самых смелых своих мастеров, который, стремясь выйти за устоявшиеся границы того или иного жанра, неустанно искал новые пути.

Художник родился в семье школьного учителя в Мидден-Бемстере близ Гааги, учился в Амстердаме у Рембрандта, а с 650 года жил и работал в Делфте. Идеи учителя нашли оригинальное творческое претворение уже в его ранних работах. Вместо знаменитой рембрандтовской светотени в картинах Фабрициуса стал господствовать ясный солнечный свет.

Молодого художника привлекали разные жанры живописи. В Делфте он прославился как мастер перспективных росписей в богатых бюргерских домах. Они не сохранились, но свидетельствовали об интересе к проблемам пространства, пронесенном художником через всю его недолгую жизнь. Одновременно неожиданно и ярко он проявил себя как выдающийся портретист. Самое интересное — его автопортреты. Отходя от влияния Рембрандта, он оставался его учеником именно в создании автопортретов, исполненных в разные годы жизни и в различных душевных состояниях.

Автопортрет. Ок. 1650

Молодым щеголем в заломленном старинном берете он предстает на самом раннем мюнхенском автопортрете (ок. 1650). Здесь он приближается к Рембрандту с его любовью к переодеваниям, к внешней браваде и к теплой золотистой гамме красок. Автопортрет глубок скрытой жизнью и великолепен по изысканному сочетанию коричневато-золотистых, черных и розовых тонов.

Автопортрет. 1652

В автопортрете 1652 года (Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена) Фабрициус изобразил себя в виде ремесленника с открытым воротом рубахи и в кожаном фартуке плотника.

Мужчина в меховой шапке. 1654

В них, как и в картине "Мужчина в меховой шапке" (1654, Лондон, Национальная галерея), ранее также считавшейся автопортретом, господствует реальный свет, темные силуэты голов выступают на светлом фоне; уверенная и энергичная живописная манера отвечает активной и открытой натуре самого художника. Выразительная внешность Фабрициуса не раз служила моделью для его товарищей по мастерской Рембрандта.

Часовой. 1654

Необычными и плодотворными оказались поиски мастера в области жанровой картины. В картине «Продавец музыкальных инструментов» (1652, Лондон, Национальная галерея) Фабрициус совмещает на одном полотне разные жанры: натюрморт на переднем плане, несоизмеримо маленькую фигурку задумчивого продавца музыкальных инструментов — мотив жанрового характера, и в глубине — пустынный и отчужденный городской пейзаж. В традиции голландского жанра задача такого рода стала новым словом, и ее решение не сразу удалось художнику. Оттенок некоторой искусственности он полностью преодолел в знаменитом «Часовом» (1654, Шверин, Художественный музей). На сравнительно крупном холсте изображен заброшенный уголок города, где с житейской точки зрения все выглядит странно: одинокая нелепая колонна, нависающий свод какой-то арки, неизвестно куда ведущая лестница. С необычной архитектурной средой естественно сливается фигура спящего, некому не нужного одинокого стражника. Рядом с ним приютилась черная собачка — любимый персонаж Фабрициуса, своим присутствием оживляющий сжатое пространство. Картина Часовой отличается тонкой эмоциональностью. В ней сочетается обыденность и поэзия, ирония и человечность, простота и содержательная многозвучность каждой детали. Мягкая красочность светлых тонов напоена солнечным светом раннего утра.

Щегленок. 1654

Написанный первоначально на дверце стенного шкафа маленький «Щегленок» (1654, Гаага, Маурицхейс) — высшее достижение Фабрициуса в области пленэра, один из мировых шедевров.

Смелые открытия Фабрициуса, его выход за рамки привычного оказали влияние на голландских художников. Фабрициус — основоположник делфтской школы живописи, взрастившей Яна Вермера, Эммануэла де Витте, Питера де Хоха.

Татьяна Каптерева