Никола Ларжильер (1656 — 1746)
Французский портрет второй половины XVII века на долгие годы определил пути развития портретной живописи всей Европы. В нем нашли закономерное продолжение формы парадного портрета Рубенса и Ван Дейка, причем в первую очередь их внешняя представительность. Никола Ларжильеру была близка фламандская художественная среда, его юность прошла в Антверпене, где он учился. Усвоенные уроки в передаче материальной фактуры различных предметов придали впоследствии виртуозный блеск его портретам. Живописец поступил затем в Лондоне в мастерскую Питера Лели, знаменитого в то время английского портретиста голландского происхождения, последователя Ван Дейка. В 1678 году Ларжильер переехал в Париж и вскоре одной из своих портретных работ привлек внимание всесильного Шарля Лебрена, законодателя художественных вкусов, директора Королевской академии живописи и скульптуры.
Он написал парадный портрет Лебрена, своего покровителя, который должен был увековечить для будущих поколений многотрудную созидательную деятельность «первого живописца короля» (1686, Париж, Лувр). Восседающий в кресле Лебрен в красной бархатной мантии окружен книгами, гравюрами, слепками с античной скульптуры и своими произведениями.
Ларжильер быстро приобрел известность в Париже, круг его заказчиков составляли высшее чиновничество, духовенство, писатели, художники. По его словам, это давало ему возможность иметь меньше забот и более быстро получать деньги за свои портреты.
Ларжильер прожил девяносто лет и создал множество произведений. Он — автор парадных групповых портретов парижских эшевенов (членов городского управления, куда входили главным образом представители крупной французской буржуазии). Картины предназначались для Парижской ратуши, большинство их погибло при пожаре 1793 года за исключением большого полотна в Лувре и эрмитажного эскиза «Приготовление к празднику в Парижской ратуше» (1687). В этих произведениях, где полные важности городские чиновники в огромных париках изображены в украшенных драпировками залах, сочетаются особенности группового портрета и исторической картины.
Творчество Ларжильера пришлось на рубеж столетий и двух художественных эпох. Оно сохраняло черты искусства XVII века с его торжественной парадностью и вместе с тем оказывалось подчас ближе более живому, свободному и подвижному миру XVIII века. Четкие границы и особенности искусства такого переходного характера во многом размыты.
Казалось бы, строгим требованиям придворного этикета подчинен парадный портрет стареющего Людовика XIV в кругу его семьи (1708, Париж, Лувр) в пышном дворцовом интерьере. Но сам жанр изображения царственных особ в сравнительно интимной обстановке чужд официальным правилам XVII века.
Оживленный, почти жанровый характер отличает "Семейный портрет" (1708—1712, Париж, Лувр) на фоне пейзажа. В центре композиции — необычный мотив: молодая девушка изображена поющей.
Стремление Ларжильера к нарядной декоративности соседствует с правдивой жизненностью психологических портретов знаменитых деятелей французской культуры — Вольтера (ок. 1718, Париж, Музей Карнавале), баснописца Лафонтена (Версаль, Музей).
В истории живописи Ларжильер больше всего известен своими женскими портретами. Образ женщины, наделенной красотой, изяществом и очарованием, появляется во французской живописи в эпоху Людовика XIV. Ларжильер создает своего рода канон женского парадного портрета, который получил дальнейшее развитие в XVIII столетии. По словам теоретика искусства и писателя XVII века Роже де Пиля, дамы совершенно не требуют от портретиста, чтобы он передавал сходство; они хотят видеть себя на портрете в прикрашенном виде. Роже де Пиль советует живописцам всячески следовать этому пожеланию, при условии, чтобы облик и темперамент модели не искажались. Ларжильер часто писал светских дам в виде античных богинь, нимф, охотниц, изображал их в театральных костюмах на фоне условного пейзажа. Он подчеркивал изящную непринужденность поз, грацию жестов, нежность молочно-белой кожи, влажный блеск глаз, роскошь и элегантность туалета. Портреты Ларжильера очень нарядны и изысканны, художник смягчает краски, виртуозно передает ткани, переливы бархата, мерцание драгоценностей. Иногда ему удавалось создавать живые и обаятельные образы ("Женский портрет", 1700—1710-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Женские портреты Ларжильера, в которых отразились мода, вкусы, нравы времени, как и все искусство мастера, отмечены печатью сдержанности и внутреннего достоинства.