21.07.2008
Публикации

Джованни Батиста Тьеполо (1696 — 1770)

Творчество Тьеполо Старшего со всей силой, присущей выдающемуся таланту этого художника, выразило огромный духовный потенциал искусства Италии века Просвещения. Чувство творческой свободы, большая художественная эрудиция всегда ощутимы в его работах. В созданных им многочисленных фресковых циклах отразился размах художественных начинаний эпохи, новизна мировоззрения, которые были открыты перед художниками веком просветительской мысли. Подобно другим «виртуозам», как называли венецианских мастеров XVIII столетия, работавших не только в своем родном городе, но и в других местах Италии, за рубежом, Тьеполо был декоратором высокого уровня. Он расписывал церкви и салоны вилл, залы общественных зданий, создавал алтарные образа, полотна на сюжеты мифологические и из античной истории. Его искусство восходило к традиции венецианской культуры XVI столетия и всегда ассоциировалось для современников с образом самой Венеции — места на земле, где человек обретает счастье и забвение от жизненных забот. Тьеполо не оставил мемуаров, но известно, что это был галантный, приятный в общении человек, обладавший насмешливым умом, тонкой иронией; в 1756 году он стал президентом венецианской Академии художеств и на этом посту возглавлял крупные художественные начинания (создание галереи портретов дожей во Дворце дожей, организации конкурсов, выставок и пр.). Колористический дар и исключительный творческий темперамент позволили ему занять лидирующее положение среди современников, стать самым крупным мастером итальянской живописи XVIII столетия.

Меценат представляет императору Августу свободные художества. Ок. 1745

Родившийся в семье венецианского капитана и владельца торгового судна Джамбатиста Тьеполо являлся главой рода известных живописцев. В 1719 году он женился на Цецилии Гварди, сестре известного живописца Ф. Гварди; оба его сына — Джованни Доменико, ставший известным мастером, и не менее даровитый Лоренцо — являлись постоянными помощниками отца.

Ангел, возвещающий Саре ее материнство. 1726—1728

Первой значительной работой художника стали ансамбли росписей Архиепископского дворца в Удине (1726—1730) и капеллы Святого Причастия собора в этом же городе (1726). В работе над циклом сформировалась его индивидуальная манера. Приемы двух крупнейших мастеров Венеции первой половины XVIII века — «декоратора-виртуоза» С. Риччи и Дж.Б. Пьяцетты — Тьеполо преобразует в свой стиль, и в дальнейшем всегда сохраняя независимость по отношению к традиции — не случайно один из современников назвал его «великим знатоком многих манер». На фоне белой с позолотой лепнины потолка и бордюров стен живописный цикл Архиепископского дворца выглядит празднично и изящно. Свет, льющийся из окон галереи, придает краскам росписей на ее стенах исключительную яркость, отчего их тона кажутся почти прозрачными, словно самостоятельно излучающими его энергию. Во фресках Рахиль, прячущая идолов и Ангел, возвещающий Саре ее материнство возвышенные библейские персонажи в красочных одеяниях напоминают героев итальянских сказок-фьяб. Они представлены в живом общении, что подчеркнуто выразительными жестами, мимикой лиц героев. В сцене из Книги Бытия рассказывается о том, как Рахиль без ведома супруга Иакова скрывает идолов своего отца Лавана. Отдернутый полог занавеса придает сцене театральность, а сама Рахиль представлена как светловолосая венецианка, восседающая на его фоне.

В середине 1720-х годов был создан и цикл из десяти панно на темы античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфина. В вертикально удлиненных полотнах с изображением сцен триумфов и сражений рассказывается о победах римлян во всех частях света. Тьеполо в аллегорической форме прославляет в героических сюжетах гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венецианской Республики. Крупные фигуры размещены на фоне величественной архитектуры. В композиции подчеркнуто порывистое диагональное движение главных персонажей; в сочетании с большими, «фресковыми» пятнами цвета это придает экспрессию композиционному и живописному решению панно.

Перенесение святого домика Марии в Лорето. 1740—1743

Мир античного и христианского мифа сосуществует в воображении художника нераздельно как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства. Изысканно тонок в цветовых сочетаниях эскиз к фреске «Перенесение святого домика Марии в Лорето» (1740—1743, Венеция, Галерея Академии) для венецианской церкви Санта Мария дельи Скальци (роспись погибла в 1915 году). Легкие фигуры святых и ангелов, несомые прозрачными белыми облаками в залитом светом небесном голубом пространстве, в котором трепещет синий плащ Марии, словно плывут под плавную венецианскую мелодию, вызывая в памяти росписи «виртуозов». Обаяние светского духа XVIII столетия, праздничного и декоративного великолепия рождает эта работа художника, являвшаяся шедевром его творчества 1740-х годов.

Ринальдо в саду Армиды. Ок. 1745

Один из современников художника писал: «…то, что нас поражает в росписях Тьеполо — это неожиданность, неистовый порыв, дающая наслаждение фантазия, редкое воображение и, особенно, движение и жизненность, которая придает этой живописи несравненное очарование, радость и наслаждение писать, чему художник предается сам и в которое вовлекает зрителя». Современников восхищало умение Тьеполо создавать грандиозные фресковые ансамбли, рождавшие чувство упоения самого их создателя своим творчеством.

Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе. 1746

В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из Плутарха Тьеполо создает подчиненное единому идейному декоративному замыслу убранство салона. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры». Величественный и яркий спектакль разворачивается на фоне словно замещающих стену арочных проемов. При помощи заимствованного у Веронезе приема Тьеполо раскрывает изображенное пространство в глубину и уподобляет его трем перспективным планам, как в театре, вовлекая в него зрителей, превращая их в соучастников сцен пира и триумфа. Представленные в венецианских костюмах XVI века центральные персонажи дополняют эту картину традиционного празднества, уподобляясь находящимся на подиуме актерам. Избранный художником в античной истории возвышенный и чувственный сюжет отвечает духу культуры сеттеченто. В нем звучат и ностальгические ноты, ибо он напоминает о некой мечте об исчезающем великом историческом прошлом, соотнесенном художником-венецианцем с историей, культурной и живописной традицией его родного города.

Святая Тереза защищает город Эсте от чумы. 1759

Таланту Тьеполо были подвластны и сюжеты драматического звучания, как, например, созданные в 1733—1740-х годах многочисленные алтарные образы в венецианских церквях и скуолах. Но и сцены из легендарной истории Тьеполо превращает в созданный его фантазией особый мир, демонстрируя большую гамму чувств персонажей, разнообразие характерных деталей. Нравственные наставления в сценах, призванных доносить до зрителей догматы христианских добродетелей, подаются в духе эстетики Горация («поучать, услаждая») легко и ненавязчиво.

Венеция принимает дары Нептуна 1745—1750

В творчестве Тьеполо проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории. Вводимые им в сцены триумфов, украшавших плафоны вилл и палаццо знатных семейств Венето, фигуры Доблести, Чести, Благородства, Мудрости, Наук, Искусств выражали высшие гуманистические помыслы века Просвещения. В панно «Венеция принимает дары Нептуна» (1745—1750) для Дворца дожей аллегорическая фигура Венеции в виде светловолосой венецианки принимает дары бога морей. Оба персонажа написаны на фоне морского пейзажа и изображенный рядом лев символизирует Республику Святого Марка. Тьеполо обращается к сложившемуся еще с XIV века и питавшему общественное сознание на протяжении нескольких веков государственному мифу о владычице морей Венеции. Образ свободной и сильной Республики по-прежнему ассоциировался для современников Тьеполо с государством с идеальным общественным устройством, процветающим благодаря успехам на суше и на море. Миф, современность и история всегда обретали в аллегориях Тьеполо свободное поэтическое истолкование.

С 1750 года Тьеполо работает в основном вне Италии. В росписях апартаментов Архиепископской резиденции в Вюрцбурге (1750—1753) — плафоне Императорского зала Беатриса Бургундская, невеста Фридриха Барбароссы, в колеснице Аполлона, фресках этого же зала — Провозглашение епископа Гарольда герцогом Франконии и Бракосочетание Барбароссы с Беатрисой Бургундской, фреске плафона свода вестибюля над парадной лестницей Олимп — сцены из истории правления Фридриха Барбароссы, мифологические и аллегорические персонажи призваны прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К.Ф. фон Грейфенклау. В этом театральном действе с обилием разнообразных персонажей история, миф и современность снова соединяются в созданном его воображением волшебном спектакле, поражающем обилием света и красочностью.

Апофеоз Энея. 1765—1766

В росписях виллы Вальмарана около Виченцы (1757) Тьеполо украсил атриум ("Жертвоприношение Ифигении") и четыре зала виллы фресками на сюжеты "Илиады" Гомера, "Энеиды" Вергилия, "Освобожденного Иерусалима" Тассо, "Неистового Роланда" Ариосто. Эпизоды из жизни античных героев, рыцарей, волшебниц разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению в программе росписей, составленной Тьеполо, идеалов венецианской культуры века Просвещения: новаторского понимания живописности и представления о гармонии архитектуры и природы, акцентирования природного естественного начала и тончайших нюансов духовной жизни, особого восприятия античности. С театральной травестией и «земной веселостью», которую Карло Гольдони считал главной чертой характера итальянцев, представил Тьеполо приключения богов и героев.

Портрет прокуратора и капитана моря из семьи Дольфин. Ок. 1745

Жанр портрета мало привлекал художника, но он любил вводить образы современников во фресковые циклы. Портретными изображениями являются образы старцев в разнообразных одеяниях и головных уборах, полуфигурные изображения святых для венецианской Скуолы Гранде ди Сан Рокко. К типу парадного барочного портрета относится «Портрет прокуратора и капитана моря из семьи Дольфин» (ок. 1745, Венеция, Галерея Кверини-Стампалья). С торжественной позой фигуры и всем антуражем не согласуется выражение лица высшего сановника Республики, переданное с почти карикатурной заостренностью. В образе литератора XVI века Антонио Риккобоно (ок. 1745, Ровиго, Академия деи Конкорди) передан дух века Просвещения с его уважением к образованию и творчеству.

Портрет Антонио Риккобоно. Ок. 1745

Период 1762—1767 годов Тьеполо провел в Испании. По приглашению Карлоса III украшал Королевский дворец в Мадриде, но эскизы с изображениями святых для церкви Святого Паскаля в Мадриде не удовлетворили заказчиков: художник не сумел воспринять модную, но чуждую его дарованию стилистику неоклассицизма. С венецианской декоративной экспрессией и театрализацией передавал он на протяжении всей жизни колорит итальянской культуры века Просвещения, став последним крупным живописцем Республики Святого Марка.

Елена Федотова