Джованни Антонио Каналь Каналетто (1697 — 1768)
С именем этого мастера связаны возникновение и расцвет в искусстве Венеции XVIII столетия особого вида пейзажа — ведуты. Городской пейзаж, в котором предметом изображения является сама Венеция, события, происходящие на ее улицах, площадях, набережных, каналах, обретал все большее признание среди коллекционеров, пользовался спросом у туристов. Вводимые в изображение городского пространства бытовые эпизоды подчеркивали достоверность происходящего, позволяли передать более широкую панораму города. Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения. С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала.
Каналетто — самый прославленный мастер венецианской ведуты — сделал этот вид пейзажа высокопоэтическим искусством. Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж.П. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля. В юношеские годы Каналетто испытал и влияние М. Риччи, работавшего в другом виде традиционного пейзажа — каприччо. Фантазия и пейзажное восприятие мира были объединены в нем с изысканным чувством декоративности и живописности. Ранние каприччи Каналетто 1719—1720 годов написаны широким пастозным мазком. Распределение света и тени фиксируется крупными пятнами темных и светлых тонов. Фантастические руины оживлены фигурками людей в современных костюмах. Используя прием сценографов барокко (Каналетто помогал отцу и сам работал над созданием театральных декораций), художник часто использует прием «угловой» перспективы, открывая пространство с боковой точки зрения. В каприччо этого времени он использует зарисовки античных построек, сделанные во время путешествия в Рим. Пейзажный рисунок отныне стал особой стороной его деятельности. Он был не просто подсобным материалом, из которого черпаются детали, но самостоятельным произведением, передающим первое впечатление от натуры, от увиденного пейзажного мотива, архитектурного ансамбля.
С 1723 года Каналетто работал в Венеции. Он обратился к жанру ведуты, постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды. Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники. В 1730-е годы к нему приходит известность в связи с исполнением серий ведут для английского консула в Венеции Дж. Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы Каналетто начинает публиковать серии офортов со своих произведений, что приносит художнику мировую славу. В серии для двух знатных английских заказчиков входят более камерные полотна с изображением видов города и ведуты, на которых запечатлены многолюдные сборища венецианцев по случаю торжеств. В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Каналетто тщательно фиксирует подробности исторических событий в жизни Венеции, представляющих для него как художника века Просвещения особую ценность.
Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен. Полихромия ведут с изображением торжеств в картинах с изображением будничной жизни Венеции сменяется более приглушенными красками. Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров.
Ведуты для английских заказчиков написаны мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики красочных цветовых пятен ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами художник варьирует силу тона, передавая тонко дифференцированные градации света и тени, смягчая этим четкость планового построения ведут. Краски неба, воды, архитектуры, костюмов приведены в них к сплавленному тональному звучанию. Как поэтическое воспоминание о Венеции воскресают в памяти полотна Каналетто с изображением самых живописных уголков города — церкви Санта Мария делла Салюте на острове Джудекка или построенной Палладио церкви Сан Джорджо Маджоре. Каналетто изображает их на фоне водного пространства с различных точек города, словно передвигаясь, находя все новые ракурсы и связанные с ними нюансы освещения. В видах 1740-х годов художник иногда объединяет венецианские и римские постройки, придавая этим воображаемым ведутам вид грандиозный театральной декорации. Возможно, они были исполнены во время второго пребывания в Риме в 1742 году. В них меньше поэзии и больше рассудочности, чем в ранних каприччо.
Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750; 1751—1756). Здесь он писал ведуты с изображением мостов через Темзу и дворцов, расположенных на ее набережных, виды английских парков с их бесконечной перспективой и неопалладианскими павильонами, устремленных ввысь средневековых аббатств. Его внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников, напоминавшие ему венецианские регаты. Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для совершенствования в манере тональной живописи. Он привлек его своей более естественной красочностью, менее яркой и бутафорской, чем облик Венеции.
По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам. В 1763 году шестидесятилетний художник, уже обретший мировую известность, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции. На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».