22.07.2008
Публикации

Франческо Гварди (1712 — 1793)

Живопись Гварди чутко отразила атмосферу последних дней существования свободной Республики Святого Марка. Пейзажи художника всегда ассоциируются с ностальгическими чувством ухода в прошлое славных дней расцвета ее истории и искусства. В них живет романтическое предчувствие тех больших изменений, которые должен был принести с собой новый век. Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения».

Франческо был сыном живописца Доменико Гварди и младшим братом известного художника Джованни Антонио Гварди, руководившего мастерской отца. Семья была родом из области Трентино, но некоторое время жила в Вене, затем перебравшись в Венецию. В мастерской брата Франческо помогал выполнять заказы на алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, картины с изображением цветов в манере венских живописцев, натюрморты с цветами, плодами, птицами в традиции венецианской живописи рококо, полные жизнерадостной грации форм и цвета. Значительная часть заказов была связана с изготовлением копий с полотен известных мастеров Венеции и портретов французских художников, которые пользовались большим спросом у коллекционеров.

Товий и ангел. 1749—1752

Одной из наиболее примечательных работ мастерской Гварди были исполненные в 1749—1752 годах росписи створок деревянного парапета органа в венецианской церкви Архангела Рафаила. На них изображены сцены из библейской Книги Товита, где повествуется о слепом старце Товите и его сыне Товии, отправившемся под покровительством архангела Рафаила помочь в исцелении отцу. Неизвестно, исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства. Живопись словно вторит его музыке и звучит как последние уходящие ноты изысканного мира грёз рококо. Сочетание бравурных длинных и коротких мазков в разработке сочетаний зеленого и голубого, красного и синего тонов рождает впечатление всполохов пятен цвета. Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев.

Аллегория Веры. 1747

Ранним подписным произведением Франческо является изображение аллегорий Веры и Надежды (1747, Сарасота, Музей Ринглинг). Вера разбрасывает колосья, а Надежда держит якорь и букет цветов; обе фигуры написаны не в традиции идеализированных образов барочных аллегорий, а очень конкретно, на фоне морского пейзажа с дюнами и рыбацкими лодками вдали. Светлый колорит, прозрачный мазок, спокойные и определенные зоны цвета характеризуют сформировавшуюся манеру художника.

Вопрос о том, когда и почему Франческо Гварди, начинавший как мастер исторических композиций, но, возможно, писавший пейзажи в заказных работах мастерской брата, вдруг в середине 1750-х годов обратился к ведуте и каприччо, остается загадкой. Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Талантливый художник ощутил возможность быть более независимым в выборе тем, работая для художественного рынка. Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры.

Вид в Венеции. 1770-е

С большой живописной свободой, декоративным мастерством и тонкой передачей настроения исполнены ранние каприччо. Это созданные воображением художника виды с руинами античных храмов и средневековых замков, дополненные реальными деталями подлинного пейзажа — фигурами рыбаков у берега, парусниками в море. Гварди часто изображает бушующее водное пространство. Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета. Передача световоздушной атмосферы кажется приближенной к наблюдениям естественного состояния природы.

Площадь Сан Марко в Венеции

В ранних ведутах Гварди часты изображения ансамбля площадей Сан Марко и Пьяцетты, которые любил писать и Каналетто. Пространство в этих небольших картинах достаточно четко поделено на освещенные и затененные зоны. Больше естественности и свежести привносит в них передача световоздушной атмосферы над водным бассейном Лагуны.

Во второй половине 1760-х годов художником была создана серия из двенадцати полотен с изображением празднеств в Венеции в честь избрания дожем в 1763 году Альвизе IV Мочениго. Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж.Б. Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто. Однако он привнес в них много фантазии, стремясь овладеть живописными средствами передачи единства архитектуры, фигур, водного и воздушного пространств. На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. Радостная атмосфера городского праздника в каждой из картин получает свою определенную эмоциональную интонацию, так как Гварди колористически передает не просто театрализованную красочность сцен, а их индивидуальный временный ритм.

Отправление «Бученторо» на остров Лидо. 1766
Прибытие дожа в церковь Санта Мария делла Салюте. 1760-е

Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. В эти два десятилетия он писал парадные ведуты и камерные виды, не оставляя и жанр каприччо. Излюбленными сюжетами художника становятся изображение церквей Санта Мария делла Салюте и Сан Джорджо Маджоре. Чуть измененная точка зрения, за которой следовала передача нового момента освещения, превращала эти полотна в некую музыкальную тему с вариациями. Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди. Кажется, что в них запечатлены известные, но на самом деле являющиеся плодом воображения художника уголки города — маленькие площади с церквами или фантастическими постройками, дворики, узкие улочки. Вид на них открывается сквозь старые, поросшие растениями арки, с висящими в их пролетах фонарями. Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем. Сочетание воображаемого и реального придает очарование и волшебство маленьким каприччи Гварди, исполненным в теплой коричнево-золотистой гамме с тонким чувством декоративности и живописности. И словно отвечая музыкальному термину, от которого произошло название венецианского живописного каприччо, также созданного в порыве свободного полета фантазии, звучит в них, подобно музыке, элегический настрой.

Дамский концерт в честь графов Северных. Ок. 1782

В 1784 году Гварди стал членом венецианской Академии, удостоившись этого звания лишь в 72 года. В 1782 году ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям в жизни Венеции — приезду наследника русского престола цесаревича Павла с супругой под именем графов Северных ("Вечер в театре Сан Бенедетто", Париж, частное собрание; "Дамский концерт в честь графов Северных", ок. 1782, Мюнхен, Старая пинакотека). Историческую хронику художник превращает в этих сценах в чудесную красочную феерию, опоэтизированный рассказ о жизни Венеции.

Пожар в квартале Сан Маркуола 1789—1790

Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Они подводят итог его деятельности, начатой работой в ведуте и каприччо и закончившейся созданием этих подлинных шедевров пейзажной живописи. В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих». Ощущение медленного ритма жизни этого квартала бедняков и бесконечного пространства лагуны, раскрывающейся за аркой мостика, передано с нотой грусти. В этом камерном пейзаже проявились новое и более эмоционально тонкое видение художником Венеции. В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора. Далекое и близкое переданы с удивительной живописной свободой средствами тонального колорита. Это полотно, как и Рио деи Мендиканти, рождает элегическое настроение, ассоциируясь в восприятии XIX столетия с романтической ностальгией по последним годам уходящего века и образу Венеции, все более превращающейся в мечту, несбыточную грезу. К подобной передаче натуры будут стремиться пленэристы XIX столетия, для которых искусство Франческо Гварди станет наивысшим образцом среди мастеров венецианского пейзажа.

Елена Федотова