22.07.2008
Публикации

Бернардо Беллотто (1721 — 1780)

Бернардо Беллотто, талантливый венецианский художник, был крупным мастером ведуты. Ученик своего дяди, Антонио Каналетто, он выработал индивидуальную манеру и приобрел большую известность во время пребывания при дворе в Дрездене (1747—1759; 1762—1767), Вене (1759—1760), Мюнхене (1761), Варшаве (1768—1770). Стремясь обрести творческую независимость от своего прославленного родственника и желая работать на натуре, Беллотто отправляется в поисках новых живописных видов в путешествие по городам Италии — в Рим (1740—1745), Флоренцию, Турин, Верону.

Площадь Синьории во Флоренции. 1740-е

Ведуты это времени написаны в различной живописной манере, то свободной широкой кистью (виды Венеции, Турина), то мелким, почти точечным мазком (виды Флоренции).

Но во всех них ощущается отличные от Антонио Каналетто манера передачи цветом пластики распределения света и тени, характер городского пространства. Исполненные в темной коричнево-желтой гамме, они с четкостью передают объемы построек и стаффажа, который выглядит не столь нарядно, как в ведутах Каналетто, а приобретает большую конкретность. Архитектура Флоренции и Турина, по-видимому, очаровала художника своей самобытностью. В небольших полотнах Беллотто запечатлел виды набережных Арно и По со старыми мостами и зданиями, площади Флоренции, Турина, Вероны.

Вид моста Нави в Вероне. 1740-е

Пространство в ранних ведутах художника обычно замкнуто архитектурными постройками, панорама вида открывается обзору от угловой точки зрения и уподоблена сценической площадке с замыкающим ее театральным задником. Но иногда Беллотто пытается передать в изображаемом виде и открытую перспективу пространства. Живые сценки городской жизни, наблюденные в действительности, придают особую конкретность и жизненность его ведутам. Уверенными точными мазками он пишет фигуры людей, мосты, объемы зданий, растения, белые пенистые «барашки» на глади рек. Его компактному сильному мазку присущи особая пластика и динамика, всегда отличающие руку венецианского мастера.

Площадь Нового рынка в Дрездене. 1749

С 1747 года Беллотто работает в Дрездене, столице Саксонии, где находилась резиденция саксонских курфюрстов, бывших в то время и королями Польши. При Августе III Дрезден, расположенный на берегах Эльбы, был сильно перестроен. Создавались архитектурные ансамбли, площади, церкви, для украшения столицы приглашались итальянские архитекторы. Благодаря всесильному министру Августа III графу Генриху фон Брюлю к работам был привлечен и Бернардо Беллотто, ставший придворным художником курфюрста. Когда в 1756 году началась Семилетняя война, Беллотто сначала остался в Дрездене, а затем уехал в Вену (1758) ко двору императрицы Марии Терезии. После Вены, недолго пробыв в Мюнхене, в 1762 году он вновь возвратился в Дрезден. Для Августа III Беллотто написал виды Дрездена, исполнив затем с них гравюры, а позже (с 1753) — виды небольшого саксонского города Пирны, расположенного неподалеку от Дрездена на Эльбе, с замком XIII века Зонненштейн. Все пятнадцать полотен Королевской серии (Дрезден, Картинная галерея) художник повторил для своего покровителя Брюля; после смерти последнего они были приобретены для Эрмитажа.

Руководствуясь желанием курфюрста, Беллотто документально изображал самые значительные архитектурные ансамбли для королевской семьи — увеселительный ансамбль Цвингер и старые примыкающие к нему постройки, площади старых и новых кварталов города. «Площадь Нового рынка в Дрездене» (1749, Дрезден, Картинная галерея; Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) — самое раннее полотно серии. Четкое построение пространства площади осуществлено при помощи оптической камеры-обскуры. Глядя на этот вид, ощущаешь рационализм мышления художника-ведутиста, конструирующего это одновременно правдивое и иллюзорное пространство, уподобленное некой «пространственной реальности», то есть такой реальности, какой ее представлял себе живописец века Просвещения. В центре площади, как на подмостках сцены, представлены отдельные мизансцены — встречи беседующих горожан, гуляющие пары, схватка дерущихся собак, разъезд карет с сопровождающими их всадниками. Зоны света и тени четко по диагоналям делят изображенное в ведуте пространство.

Вид Вены от Бельведера. 1759–1760

Но Беллотто привлекает передача не только топографической точности вида. В полотне «Вид Вены от Бельведера» (1759—1760, Вена, Музей истории искусства) с большим живописным мастерством передана панорама большого регулярного парка дворца Бельведер, перспектива города вдали, замыкающаяся горной цепью Альп. Как всегда, распределение света и тени придает декоративность виду. Светом эффектно выделены партер парка, яркие костюмы публики, высящийся шпиль собора Святого Стефана и купола венских церквей. Легкие, прозрачные коричневые тени проложены более мягко, чем в серии видов Дрездена.

Пирна с правого берега Эльбы, выше города. 1753–1755

С 1753 года Беллотто начинает работать над ведутами Пирны, изображая городок то сверху от замка Зонненштейн, расположенного среди зеленых лугов на холме, то снизу — от крутого берега Эльбы. Стаффаж занимает в них меньше места, чем в видах Дрездена и Вены. Беллотто привлекает в большей степени передача широкой панорамы пейзажного вида ("Пирна с правого берега Эльбы, выше города", 1753—1755, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Постройки Пирны отражаются в прозрачных водах Эльбы, по ее глади скользят легкие рыбацкие лодки, а крестьяне у берега заняты повседневными делами. Градации света и тени смягчены широкими легкими мазками, которые передают воздушную атмосферу прибрежного пейзажа, чувство определенного времени дня и сопряженного с ним состояния тишины и покоя в природе.

Вид Варшавы со стороны предместья Прага. 1770-е
Сенаторская улица с церковью францисканцев в Варшаве. 1770-е

В Варшаве, где Беллотто работал с 1768 года, им были созданы серии полотен с видами города и его предместий, дворца и парка в Вилянуве. Палитра художника становится еще более светлой, чем в ведутах Дрездена и Пирны. Беллотто часто писал Варшаву от расположенного на холме Королевского замка, словно стараясь как можно шире охватить взглядом изображаемое пространство. В полотнах этого периода тонко передан колорит Варшавы с массивными белыми башнями и шпилями костелов, розовеющими на солнце стеклами средневековых замков, барочных дворцов, алеющих черепичных крыш домов, отражающихся в видах Вислы. Всегда очень гибкий мазок Беллотто пастозно и емко передает детали виднеющихся вдали построек и в то же время обретает свободу и прозрачность в передаче световоздушного пространства над городом и рекой.

Дворец в Вилянуве со стороны парка

С декоративностью, присущей видению венецианского художника, передает Беллотто виды дворца в Вилянуве, расположенного в живописном парке. Сам дворец, построенный в XVII столетии итальянским зодчим А. Лоччи для Яна III Собесского, павильоны, бельведер окружены густой зеленью растений; связь архитектуры и пейзажа передана средствами тонального колорита, которым художник с большим мастерством владел в своих поздних работах ("Дворец в Вилянуве со стороны парка", Варшава, Национальная галерея).

Бернардо Беллотто стал последним крупным мастером ведуты. В работах этого художника, как и в полотнах Антонио Каналетто, художники-пленэристы последующего времени будут находить образцы подлинно новаторских завоеваний в области тонального колорита.

Елена Федотова