Франц Антон Маульберч (1724 — 1796)
Один из самых ярких мастеров австрийского барокко XVIII столетия, автор большого количества монументальных росписей, алтарных образов, станковых картин аллегорического, мифологического и светского содержания, Маульберч работал в Вене, Дрездене, Инсбруке, на территории Чехии, Словакии, Венгрии. Еще при жизни он снискал большую известность, являясь профессором венской и берлинской Академий художеств, а авторский знак художника (изображение ветвей тутового дерева) был хорошо знаком европейским коллекционерам, охотно приобретавшим его произведения. Однако отсутствие обычной подписи на них и сама своеобразная живописная манера Маульберча побуждали к наживе на подделках его работ.
Маульберч начал свою деятельность в Лангенаргене, где в середине 1740-х годов исполнял алтарные образы для церквей. В 1750-е годы его имя стало известным после росписей церкви Святого Михаила в Вене (1748—1749). Фреска плафона «Воздвижение Святого Креста» отвечала духу европейской монументальной живописи позднего барокко: своим светлым радостным колоритом, отсутствием религиозной дидактики она рождала ощущение светской культуры XVIII столетия.
Ранние алтарные образы, напротив, более драматичны по избираемым сюжетам и их трактовке. В картине «Обручение Святого Норберта» (1760) для монастыря премострантов в Вене Маульберч использует приемы, усиливающие впечатление наряженной динамики сцены: диагональное расположение фигур в вертикально удлиненном поле холста, темный фон, на котором ярким светом выделены главные персонажи, эскизный, но сильный, предельно экспрессивный мазок.
Еще более высокий пафос, религиозная назидательность, барочная аффектация в передаче драматизма происходящего события присущи картине «Казнь апостола Андрея» (1760, Вена, Музей барокко) для церкви Святого Андрея в Комарно (Чехия). Глядя на нее, трудно себе представить, что она была написана в эпоху позднего европейского барокко, сосуществовавшего уже с рококо и неоклассицизмом, то есть фактически уже не являвшегося лидирующим стилем. Свободный, бравурный мазок художника передает эффектное сочетание двух цветов — коричневого и белого, который моделирует фигуры и воспроизводит эффекты освещения. Это необычное цветовое сочетание, на котором строится колористическая гамма полотна, придает сцене таинственность и повышенный драматизм.
Одним из шедевров европейской монументальной живописи барокко явились росписи Маульберча в Епископском замке в Кромержиже (1759) на сюжет из истории чешского епископата. В полотне «Похищение» (Брно, Национальная галерея) с изображением всадника, похищающего женщину, как и во всем фресковом цикле, проявился великолепный дар Маульберча-декоратора, его усвоение приемов мастеров венецианской живописи, так называемых виртуозов, работавших во многих европейских странах, в том числе и в Австрии. С присущей кисти мастера барокко чувственной силой и живописным мастерством написаны фигуры светловолосой пленницы и белого коня, выделяющиеся на темном фоне.
Более строги по композиции полотна «Святая родня» (1752—1753, Вена, Австрийская галерея) и «Обручение Марии» (1755, Вена, частное собрание). Желание вместить в изображаемую сцену как можно больше персонажей и связанных между собой событий превращает маленькую картину со сценой обручения евангельских героев в подлинное «житие Марии». Над фигурами Девы Марии и старца Иосифа помещены еще аллегория непорочного зачатия и рождения младенца Христа. Вертикально удлиненные фигуры главных действующих лиц кажутся зыбкими и ирреальными среди конкретно переданного окружения. Сцена обручения выглядит волшебной сказкой на фоне воспроизведенных элементов реальности.
Мир реальный и фантастический невольно сосуществовали в произведениях многих мастеров XVIII столетия. В творчестве Маульберча это всегда находит самобытную и повышенно эмоциональную интерпретацию. Во фреске «Тайная вечеря» (1773, Корнебург, церковь августинцев) фигуры некоторых апостолов и сцена их встречи, изображенная на фоне величественной архитектурной арки, трактованы в острохарактерной манере; парящие над ними фигуры путти с кокетливой рокайльной грацией подчеркивают жанровую трактовку возвышенного сюжета, свободное отступление от его классической интерпретации.
В сцене явления Святого Николая в алтарном образе «Святой Николай Барийский, покровитель кровельщиков» (Зальцбург, Музей барокко) наблюдающие за сценой зрители выражают свое удивление и смятение. Изображение чудесного явления представлено тоже в виде жанризованной сцены. И не случайно поэтому художник разделяет мир реальный и сфантазированный линией большой античной арки. Подобно святому Николаю изображен в окружении сонма юных ангелов и святой архиепископ Патрициус в алтарном образе из венской церкви Санта Мария ди Лорето (1779). Изящно восседая на облаке, он на минуту прервал свои писания. Это фантастическое видение почитаемого на юге Германии святого тоже выглядит переданным очень конкретно. Христианский сюжет трактуется Маульберчем с большим декоративным мастерством.
В поздних фресковых росписях художника более четкое, лишенное барочной зыбкости композиционное построение, обилие персонажей аллегорического и исторического содержания, частое использование техники гризайли свидетельствуют о влиянии принципов неоклассицизма. Росписи библиотеки монастыря премострантов в Страгове в Праге (1794) прославляют науку и искусство, несущие обществу прогресс, знание, просвещение. Образ сидящего в бочке античного философа Диогена на фоне фантастической древней архитектуры и в окружении двух аллегорических фигур (одна из них — с песочными часами — возможно, Время) несет в себе дух новой светской по характеру аллегории века просветительской мысли. История, миф и реальность слиты воедино в росписи плафона собора в Дьёре, где изображена сцена прославления Святого Стефана — первого короля Венгрии (1772). Художник проявляет большое декоративное мастерство в трактовке композиции росписи и костюмов персонажей, привносит в действие богатую фантазию.
Полотно «Аллегория конкурса в Академии художеств Вены при князе Каунице» (1792, Вена, Австрийская галерея) — яркий пример новой аллегории, проникнутой духом гуманистической культуры XVIII столетия. Сцена изображена на фоне античных построек, подчеркивающих вкусы времени, его особый пиетет к античному наследию. Фигуры художников в едином порыве устремлены к Фортуне (или Справедливости). Вершительница их судеб, она повергает фигуру Несправедливости. Тонко и разнообразно разработаны художником градации цветов в этом полотне. Фигуры утратили удлиненные пропорции и прежнюю зыбкость и обрели более земной, жизненный облик, многие наделены острой характерностью.
Закономерным явлением в творчестве Маульберча было написание в 1780-е годы двух жанровых полотен: «Кукольник» (1785, Нюрнберг, Германский национальный музей) и «Солдатская сцена» (1785—1786, Вена, Австрийская галерея), хотя они остались стоящими особняком в его искусстве, как бы случайным эпизодом.
К лучшим портретным образам европейской живописи XVIII столетия относится «Автопортрет» Маульберча (ок. 1767, Вена, Австрийская галерея). Он написал себя с папкой рисунков, кистью указывающим на лист со своим автопортретом в молодости. Пейзаж с возникающими на темном фоне очертаниями скал и стволом дерева в духе живописи предромантизма придает взволнованный настрой образу. В автопортрете Маульберча выражен огромный духовный потенциал художника XVIII столетия. В нем вдохновенно рассказано о его судьбе, творчестве, которое отразило значительные изменения, происходившие в современном ему искусстве.