25.07.2008
Публикации

Антон Рафаэль Менгс (1728 — 1779)

Менгс — один из самых известных живописцев европейского неоклассицизма, последователь эстетических идей И. Винкельмана, автора книги Мысли о красоте и вкусе в живописи. Он работал в основном в Германии и Италии (Рим и Неаполь), исполняя алтарные образы, станковые полотна на религиозные и мифологические сюжеты, писал портреты. Художник снискал всеевропейскую славу, являлся членом многих европейских академий, в 1774 году был избран президентом римской Академии Святого Луки. Роль Менгса в становлении стиля неоклассицизм во второй половине XVIII века была очень значительной.

После обучения в Дрездене у своего отца И. Менгса, живописца и миниатюриста, в 1741 году впервые приехал в Рим, изучал античную классику, исполнял рисунки с фресок Рафаэля в Станцах Ватикана, копировал произведения Корреджо, брал уроки у известных римских мастеров М. Бенефьяла и С. Конка. С 1744 и до 1754 года снова жил в Дрездене, был придворным художником саксонского курфюрста Августа III. В 1747—1748 годах выезжал в Рим, где женился на красавице итальянке Маргарите Гуацци, которую часто изображал в своих произведениях.

Триумф Святого Эусебио. 1757—1758

Уже ранняя фресковая роспись «Триумф Святого Эусебио» (1757—1758) в римской церкви Сан Эусебио характеризует приемы неоклассицистической живописи, используемые Менгсом. Он отказывается от изображения иллюзионистического глубокого пространства, как это делали мастера барокко (Менгс называл это «ложным стилем»), изображает небольшое количество рельефно выписанных и очерченных четким абрисом фигур в статичных позах. Уподобленными классицистическому рельефу выглядят и персонажи картины «Персей и Андромеда» (1774—1777, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Использование приемов живописи венецианских мастеров, легкой светотени Корреджо, плавной музыкальной грации линии Рафаэля несколько смягчает скульптурную определенность форм.

Программным произведением монументальной живописи неоклассицизма стали росписи плафона и люнетов виллы Альбани в Риме (1761). Менгс написал здесь на потолке фреску Парнас и две композиции в форме тондо — Рим и Гений. Роспись исполнена как станковое произведение. Известный английский путешественник Джон Форсайт, совершавший «Grand Tour» по Италии, метко заметил, что «это прекрасное произведение, но не для потолка, а для стены, для вертикального расположения». Восхищавшие современников художника античные реминисценции превращают роспись в подлинно исторический раритет эпохи. В ней воплотилась великолепная эрудиция художника-неоклассициста, она рассказывает об увлечениях владельца виллы кардинала Альбани, мецената, обладателя самой крупной в Риме в середине XVIII века коллекцией античных произведений. Работавший библиотекарем кардинала Альбани Винкельман назвал Менгса после исполнения этой росписи «величайшим художником своего времени».

Портрет немецкого ученого, автора многих трудов по истории греческого искусства И. Винкельмана (1717 — 1768) Менгс написал в 1861 году. Наряду с образами, созданными А. Кауфман и учеником художника А. фон Мараном, это самое исторически достоверное изображение Винкельмана. Менгс изобразил своего духовного наставника с томиком Илиады Гомера, ставшей настольной книгой всех увлеченных античностью людей эпохи. Ученый погружен в раздумье; светом эффектно выделено лицо, в котором подчеркнут острый ум высокообразованного человека века Просвещения, возвышенная красота духовных помыслов.

Автопортрет. 1775

Столь же программны, как и образ Винкельмана, для портретной живописи века Просвещения автопортреты Менгса (1774, Ливерпуль, Художественная галерея; 1770—1774, Генуя, Академия лингвистики; 1775, Флоренция, Галерея Уффици, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; 1770-е — Мадрид, Прадо). Гризайльное изображение Персея и Андромеды в "Автопортрете" из Ливерпуля, книга в полотне из Генуи указывают на интересы художника. Строгая поясная композиция "Автопортретов" из Уффици и Эрмитажа сочетается с театральной позой и жестом руки.

Аллегория Истории. Эскиз. 1771

После фрески "Парнас" второй значительной работой Менгса в монументальной живописи стала роспись плафона зала папирусов Ватиканской библиотеки Аллегория Истории (1771—1773; эскиз — Бассано, Городской музей). Менгс выразил в ней просветительские идеалы века, прославил открытие Музея Пио-Клементино в Риме, созданного усилиями двух Пап — Климента XIV и Пия VI. Фигуры Славы, Истории, Времени и олицетворяющего прошлое и будущее двуликого Януса, указывающего на открытую дверь музея, где виднеется шедевр экспозиции — скульптура Спящая Ариадна, характеризуют новую, светскую по духу аллегорию века Просвещения.

Портрет испанского короля Карлоса III. Ок. 1761
Портрет королевы Марии Амалии Саксонской. Ок. 1761

В 1759 году Менгс был приглашен в Неаполь королем Неаполя и Королевства обеих Сицилий Карлосом III и Марией Амалией Саксонской для работы над алтарем Королевской капеллы в Казерте Введение Марии во храм. С переездом в 1761 году двора в Мадрид художник получает заказ на исполнение там росписей Королевского дворца, замка в Аранхуэсе, серии портретов членов семьи Карлоса III и алтарные образа. В 1762—1769 годах им были написаны портреты короля и королевы (оба — ок. 1761, Мадрид, Прадо) и шести инфантов династии Бурбонов. Унаследовавший любовь к искусству от своей матери-итальянки Изабеллы де Фарнезе, Карлос III приглашал до Менгса многих известных мастеров, портреты членов его семейства писали итальянцы Лоренцо Тьеполо (младший сын Дж.Б. Тьеполо) и Дж. Бонито.

Портрет инфанта Луиса де Бурбона. Ок. 1775—1776

Образы инфантов Антонио Паскуале (1767, Мадрид, Прадо) и Луиса (ок. 1775—1776, Кливленд, Художественный музей), ставшего вскоре королем Неаполя Фердинанда де Бурбон (Мадрид, Прадо), написаны с высоким живописным мастерством в передаче ярких парадных придворных костюмов и блистающих драгоценными камнями почетных орденов. Но Менгс акцентирует и характерные черты облика моделей, а не только их сословное величие, подчеркивая индивидуальность каждого из сыновей Карлоса III.

Поклонение пастухов. 1770

Для украшения апартаментов Королевского дворца в Мадриде было исполнено и полотно «Христос в Гефсиманском саду» (ок. 1769, Мадрид, Королевский дворец). Тело Христа, молящегося после Тайной вечери, поддерживает явившийся ему ангел, напоминающий миловидным ликом ангелов Корреджо. Белое покрывало в руках ангела символизирует скорую смерть Христа. Холодным зеленоватым светом выделены лица персонажей, находящихся в выразительном диалоге. Полотно Менгса, написанное в традициях классицистической живописи XVII века, достаточно ярко характеризует одну из тенденций в живописи Рима эпохи неоклассицизма.

После недолгого пребывания в Италии (1769—1774) Менгс снова работал в Испании над росписями Аранхуэса и Нового королевского дворца в Мадриде, руководил работой Королевской шпалерной мануфактуры. Исполненные в стилистике неоклассицизма фрески Королевского дворца ("Апофеоз Геркулеса", "Апофеоз Траяна", "Аврора") еще в большей степени, чем Парнас обозначили конец старой и рождение новой традиции в монументальной живописи, которая будет воспринята последователями немецкого художника в XIX веке.

Елена Федотова