24.07.2008
Публикации

Жак Оноре Фрагонар (1732 — 1806)

Один из самых блестящих живописцев эпохи Людовика XVI, Фрагонар был истинным мастером века Просвещения. В его искусстве грация и чувственность рококо соединились с обостренной чуткостью ко всему «естественному», которое приходило на смену идеалам «возвышенного» во второй половине XVIII столетия.

Прославленный Ф. Буше, у которого молодой художник учился с 1747 года, ценил его талант и выделял среди учеников. В этот период Фрагонар увлекался Рембрандтом, копировал его произведения и за исполненное в манере голландского художника полотно на библейский сюжет был удостоен первого приза Римского конкурса. Это дало ему право на поездку в Италию, во Французскую академию в Риме — школу совершенствования молодых художников, находящуюся под покровительством Королевской академии живописи и скульптуры. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж.Б. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им».

Прачки. Ок. 1756—1767

Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы д’Эсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К.Р. Сен-Ноном, коллекционером и меценатом, тоже увлеченным культурой Италии. Фрагонар совершает путешествие в Неаполь и Венецию, знакомясь с памятниками античности и наследием великих колористов. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). С великолепной маэстрией предан в этом маленьком холсте ярких чистых тонов колорит итальянской современной жизни, обыграна прелесть обыденного мотива. Стирающие в фонтане виллы и развешивающие яркие полотнища на фоне классической скульптуры и архитектуры молодые итальянки смотрятся живо и нарядно в великолепном пейзажном окружении старого парка.

Качели. 1770-е

Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Стилистика рокайля и новой моды а la greque органично сосуществовали в искусстве Франции этого времени. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля», иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Но Фрагонар поразил всех, избрав путь творческой независимости. Отныне он часто будет сменять жанры: галантные сцены, пасторали, фантастические портреты и портреты с натуры, пикантные, не лишенные эротики сцены. Он будет писать увлеченно и свободно, темпераментным мазком и пленяющими звучностью и особой золотистой тональностью красками. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard».

Игра в жмурки. 1748—1752

Пасторальные полотна разнообразны — любовные сцены, пикантные сценки в парках и будуарах. В них передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, красок натуры, красоты бытия и, одновременно, они эфемерны и театрализованы, как все искусство рококо, в котором ценятся изящество, легкость, бездумность, привкус эротики и все экзотическое.

Счастливые возможности качелей. 1765—1772

Как разыгрываемый на сцене эпизод смотрится сцена в парке, изображенная в известной картине «Счастливые возможности качелей» (1767, Лондон, Коллекция Уоллес). Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. От кокетливо взлетающей на качелях девушки и засмотревшегося на изящные ножки этого прелестного создания кавалера исходят грация и веселость. Изысканная цветовая гамма строится на сочетании доминирующих тонов розового платья дамы и изумрудного тона густой зелени парка. В галантных сценках Фрагонара нет грустного лиризма пасторалей Ватто; они свежи и естественны в передаче земных чувств, поэтичны в декоративном решении и несут в себе отзвук гедонистической культуры XVIII столетия. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки, играющей в постели с собачкой. Чувственная грация и колорит этого полотна были оценены Гонкурами, знатоками и любителями искусства XVIII столетия. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.

Урок музыки. Ок. 1770—1772

Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты. Но в 1770—1780-е годы художник писал и сцены семейной идиллии, которые вызывали одобрение строгого критика. В картинах «Урок музыки» (ок. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) присутствует некоторая назидательность и нотки сентиментальности, как и в полотнах славившегося подобными сюжетами современника Фрагонара Ж.-Б. Грёза. Но образы Фрагонара не банальны и не скучны, они полны чувственного очарования, а сценам присуща театрализация, а не мелодраматизм.

Портрет художника. 1765—1772

На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. В его первой, исполненной после возвращения из Италии серии с изображением полуфигур старцев в фантастических одеяниях проявилось влияние Рембрандта и Тьеполо. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия "Фантастических портретов" (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), "Монсиньор Ла Бретейль" (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния ("Вдохновение", "Пение", "Музыка", все — 1769, Париж, Лувр). В ней тоже полуфигуры изображены в необычных порывистых разворотах, экспрессивная пластика цвета акцентирована яркими динамичными мазками. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Тонкая грань между реальным и фантастическим всегда присутствует в полной театральной маэстрии живописи Фрагонара.

Читающая. 1773—1774
Портрет астронома Лаланда. 1776—1774

В портретах, написанных с натуры (Дени Дидро, Герцог Беврон, Ж.Л. Давид, все — частные собрания) тонко акцентирована изменчивость настроения моделей; искренность характеристик придает жизненность образам ярких, энергичных людей своего времени. Лиричны образы детей художника — белокурого Александра Эвариста ("Пьеро", Лондон, Коллекция Уоллес) и умершей в восемнадцатилетнем возрасте Розали ("Шарманщица <Савоярка>", начало 1780-х, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Поцелуй украдкой. Ок. 1788

В 1773 году Фрагонар снова посетил Италию, сопровождая богатого финансиста Бержере. Здесь им были исполнены много рисунков с натуры, и найденные в графике новые возможности передачи света и цвета он использовал в созданной по возвращении серии красочных зрелищ — изображений парков, игр на природе, празднеств.

В годы революции Фрагонар покинул Париж. Но запечатленный им на портрете Ж.Л. Давид сказал о художнике: «Пыл и оригинальность — вот, что его характеризует» и назвал его имя среди главных претендентов на место хранителя коллекции Лувра. В 1794—1797 годах художник самоотверженно работал в музее, много сил отдавая хранению и собиранию рисунков и живописи.

Жимблетт (Девушка с собачкой). 1768

Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и жажда творческой независимости отвечали духу века Просвещения. Его искусство чутко соединяло в себе многие увлечения времени, отторгая все чуждое живописному дарованию художника. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. И поэтому наследие художника оказалось столь близко мастерам, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой и тоже повествовали о красоте и радости бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.

Елена Федотова