Иоганн Генрих Фюсли (1741 — 1825)
Творчество Фюсли, швейцарского художника и поэта, стало неотъемлемой частью истории английской живописи. Ему было суждено наряду с Уильямом Блейком сыграть важную роль в становлении романтизма в стране, ставшей ему второй родиной. Мастер окончательно поселился в Лондоне в 1779 году. До этого момента его художественная деятельность была связана с интересами к классическому искусству. Он происходил из высокообразованной семьи, где витал дух И.И. Винкельмана. Большое значение для молодого живописца имели годы, проведенные в Италии (1770—1778). Там он оказался в среде художников-неоклассицистов, но, самое главное, получил возможность непосредственно соприкоснуться с произведениями старых итальянских мастеров, познакомиться с древнеримской скульптурой и сенсационными в то время находками в Помпее. Особое впечатление на него произвел Микеланджело, которого он боготворил всю свою жизнь, а также полотна Тинторетто. Однако окончательно состояться как оригинальный живописец он смог только в соприкосновении с английской художественной культурой, с ее неумирающей готической традицией. Именно там, на островах, мятежный дух Фюсли сумел реализовать себя в полных фантазии, трансцендентных образах.
Он приехал в Англию в сложный период европейской истории. Относительная стабильность века Просвещения с его культом Разума уступала место неуверенности и сомнениям, бегству от реальности, связанными с приближением эпохи потрясений и революций конца XVIII столетия. В искусстве наряду с неоклассицизмом, основанном на поисках идеалов добра и гражданской доблести, на гармонической уравновешенности и стоическом спокойствии образов, на преклонении перед античностью и итальянским Возрождением, появляется и странным образом сосуществует с ним интерес к Средневековью и связанное с ним мистическое видение мира. Сильные чувства, страсть и фантазия начинают преобладать над рациональным началом. В художественной культуре Англии романтические тенденции стали ощущаться достаточно рано, уже в шестидесятые годы XVIII века. Сначала они обнаружили себя в литературе, где нашли воплощение в т. н. готическом романе, а также в возродившемся интересе к творчеству Шекспира и Мильтона. Именно перед этими двумя именами преклонялся Фюсли. Многие полотна мастера стали разросшимися до размеров станковой картины иллюстрациями к их произведениям.
Антиклассическое, иррациональное начало возобладало в искусстве Фюсли вскоре после переезда на Британские острова. В круг тем и образов им теперь включались «ужасающие» сюжеты и уродливые персонажи, призванные потрясти воображение зрителя. В 1781—1782 годах художник создает несколько картин, варьирующих тему «Ночного кошмара» (Детройт, Институт искусств; Стадфорт, собрание Харроуба). Главный персонаж — запрокинувшаяся в тяжелом сне женская фигура, неестественно и безвольно свисающая с ложа. На ее торсе сидит зловещий тролль, над ней, выступая из мрака, застыла конская голова с горящими, как угли, глазами. Даже изысканный натюрморт, помещенный перед зеркалом призрачен в своей тающей хрупкости (ок. 1782, Франкфурт-на-Майне, Дом Гёте). Эти полотна открывают в искусстве Нового времени темы, связанные со сновидениями, сумеречным состоянием психики, тайнами подсознания. Однако мистическим фантазиям Фюсли часто присущ элемент рассудочности и театральности, создающий ощущение скорее игры ума, нежели глубокого чувства.
В полотнах мастера никогда нет конкретно обозначенного реального пространства. Его герои словно рождаются из мрака, в который погружен задний план картин. Он любит удлиненные фигуры в сложном, часто неестественном движении или ракурсе, угловатые линии контура, яркие перепады света и тени, рожденные боковым освещением, делающим пространственные границы трудно различимыми. Литературный склад ума Фюсли часто подсказывает ему неожиданные аллегорические образы, порой исполненные мрачного символизма, не всегда до конца понятные зрителю. Часто содержание его вещей оказывается излишне перегруженным символическими образами, перемешанными с реальными и сказочными персонажами, как например, в одной из самых известных его картин «Титания, обнимающая Осла» (1793—1794, Цюрих, Кунстхауз), написанной на тему шекспировской комедии Сон в летнюю ночь. Главные герои, ярко высвеченные, с классицистически моделированными фигурами, словно венцом окружены сонмом разностильно написанных персонажей: легко порхающие рокайльные феи соседствуют с двумя вполне реальными дамами, возникающими на фоне внезапно открывающегося вверху слева пейзажа. Эти дамы близки героиням замечательных, подцвеченных акварелью рисунков Фюсли ("Дебютантка", 1794, Лондон, Национальная галерея; "Сидящая женщина", ок. 1800, Цюрих, Кунстхауз и др.). Женские образы Фюсли обладают гипнотическим действием. Они не общаются между собой, их жесты замедленны, тела порой неестественно выгнуты, отбрасывая зловещие тени. В удлиненных фигурах с вытянутыми шеями, причудливыми высокими прическами, некрасивыми, порой уродливыми лицами ощущается налет эротизма. Роковые и сладострастные, они исполнены губительной притягательности.
К этим загадочным рисункам, примыкает холст «Обнаженная, слушающая клавесин» (1799—1800, Базель, Художественный музей). Хотя в картине, написанной маслом, в теплых тонах, роковые черты смягчены, но ломаный контур и сложный напряженный ракурс гротескной фигуры музыкантши вносит в картину элемент напряженного беспокойства. Обращаясь к классической теме обнаженной Венеры, Фюсли скорее близок итальянскому маньеризму XVI века с его антиклассической сущностью.
В 1790—1800-е годы художник попытался осуществить грандиозный проект Мильтоновской галереи, написав сорок семь больших полотен на сюжеты из Мильтона. Большинство из них посвящено образу Сатаны и теме Грехопадения. В этих работах преобладает глубокий пессимизм.
Наследие Фюсли не всегда ровно по своим художественным качествам. Часто его картины содержательно переусложнены, композиционно перенасыщены персонажами, а ужасное в них вовсе не страшно. Однако он предвосхитил в своих полотнах многие явления европейского искусства вплоть до ХХ века. Не обладая талантом и масштабом творческой личности Гойи, он опередил великого испанца, обратившись к теме сна разума. Фюсли повлиял на Блейка и Тёрнера, на европейский романтизм и символизм XIX века. Некоторые женские образы мастера странным образом оказались близки персонажам Тулуз-Лотрека.
Фюсли был человеком энциклопедических знаний, обладал литературным даром, писал критические статьи, особенно знамениты его Афоризмы. В 1790 году он стал членом Королевской академии художеств, преподавал в ней, курс его лекций позднее был издан. После кончины художник был с почестями похоронен в соборе Святого Павла как выдающийся сын Англии.