Уильям Блейк (1757 — 1827)
Художник, поэт и мыслитель Уильям Блейк — один из наиболее ярких и оригинальных талантов в европейской живописи конца XVIII — начала XIX века. Уже в детстве будущий художник отличался неординарностью. Яркие видения, часто носившие характер божественных откровений, сопровождали мастера на протяжении всей жизни и во многом определили стиль и образный строй его произведений. Позже он говорил: «Я знаю, что мой мир — мир воображения и образов, я вижу все, что изображаю из этого мира, не каждый видит его таким же».
Блейк никогда не работал с натуры. В десять лет он стал учеником рисовальной школы Генри Парса, где занимались исключительно копированием античных слепков. Большее значение для Блейка имело обучение с 1772 года в мастерской Джеймса Безайра, гравера, изготовлявшего таблицы для изданий древностей. Блейк много работал для него в Вестминстерском аббатстве; делая рисунки с английской скульптуры, он проникся образами средневекового искусства, ставшего для него одним из главных источников вдохновения. В готике Блейка привлекала способность одухотворенной материи отрешиться от тяжести земного притяжения, устремляясь вверх, к небесному. Он проявлял также большой интерес к творчеству Микеланджело, а среди современников — к работам Флаксмена, Фюсли и Барри. В 1779 году Блейк поступил в школу Королевской академии художеств.
В ранних работах, выполненных главным образом пером и акварелью, Блейк близок принципам неоклассицизма. Но уже с 1790-х годов его творчество отмечено разрывом с классицистическими традициями и открытым обращением к наследию Средневековья. При этом он не копировал и не стилизовал свои произведения под творения готических мастеров, но обращался к основам их искусства. Как и средневековые миниатюристы, Блейк мыслил книгу неким целостным организмом, часто выступая одновременно как автор текстов, иллюстраций и оформления, а также печатник своих изданий. Гравируя вместе иллюстрации и текст, он умел видеть каждую страницу в единстве текста, шрифтов и рисунков, помещенных на полях, а иногда между строк.
Первую книгу — "Песни Невинности" (частное собрание) — Блейк выпустил в 1789 году. Она пронизана ощущением светлого лиризма. В ней впервые проявилось то простодушие ребенка, то наивно-прекрасное начало, которое не покидало Блейка даже в самых трагических произведениях и роднило его искусство с фольклором. Один из листов — иллюстрация к стихотворению «Дитя-Радость» (1789, Англия, частное собрание) — украшен огромным алым цветком на гибком стебле, своими извивами заполняющим всю страницу. В чашечке цветка расположились молодая мать с прелестным младенцем на коленях и предстоящий пред ней то ли эльф, то ли ангел. Как все образы Блейка, это изображение многозначно. Наряду с образами народной поэзии здесь прочитывается намек на христианские сюжеты Благовещения и Рождества.
Но уже скоро пасторальное настроение «Песен Невинности» сменяется пессимизмом и ощущением тревоги «Песен Опыта» (1794). Вместо Дитя-Радости появляется символический образ Больной Розы. Блейк, живший в эпоху социальных потрясений, воспринимал происходящее как начало катаклизмов космического уровня. В политике он был столь же радикален, как и в творчестве: симпатизировал войне за независимость в Северной Америке и Французской революции (хотя впоследствии и разочаровался в ней). Критически относился к официальной церкви, но глубоко интересовался теософией Э. Сведенборга и трудами немецкого философа-мистика Я. Бёме. Мастер считал поэтов и художников непризнанными законодателями мира. Подобные взгляды характерны для духовной жизни эпохи романтизма. Стремясь воплотить космогоническое видение драмы человечества, Блейк творил свою мифологию, полную библейских ассоциаций, основанную на апокалипсических предчувствиях, населенную персонажами-символами, среди которых Счастье, Знание, Воображение и поэтическое творчество (Лос), Страсть (Лувах), Слабость и Сомнение (Теотермон) и, наконец, Уризен, олицетворяющий одновременно всемогущего Бога-Творца и порабощенного Человека.
В 1790—1796 годах Блейк создал серию нерифмованных поэм, известных под общим названием "Пророческие книги". Среди них такие, как "Бракосочетание Неба и Ада" (ок. 1790—1795), "Книга Уризена" (1794), "Книга Лоса" (1795). Мир Блейка раскрывается здесь как борьба и соединение крайностей. По его словам, он творил, глядя сквозь натуру, а не на ее внешнюю оболочку. Пространство в его композициях — не связанная с конкретным местом категория. Он расширяет его до масштаба Вселенной, в которой действуют его герои, боги, демиурги, творящие мир, то вознесенные в своем величии, то низвергнутые в бездну стихий.
Близка Пророческим книгам отдельно выпущенная гравюра «Элохим, создающий Адама» (1795, Лондон, Галерея Тейт), воплотившая сложное философское содержание, напряженный спиритуализм, своеобразное осмысление библейских персонажей. Блейковский Элохим (одно из имен бога в Ветхом Завете) с лицом, напоминающим трагическую маску античного театра, влекомый стремительной энергией, словно завис на какое-то мгновение над безжизненным телом Адама, пытаясь влить в него эту энергию. Одна нога Прародителя обвита Змеем, намекающим на будущее грехопадение. Здесь отражен взгляд Блейка на акт сотворения человека как на первую ступень падения. Сложная диалектика добра и зла пронизывает все последующее творчество мастера.
Главное средство выразительности у Блейка — линия; контур фигур он чаще всего делал цветным. Художник применял цветную печать, а затем прорабатывал изображение пером и раскрашивал от руки акварелью. Таким образом каждый экземпляр его книг уникален.
Кроме книг наследие мастера содержит темперные композиции и около ста акварелей на библейские темы. В них на смену полным страсти и мощи персонажам приходит мир героев, понятых как некие почти бесплотные мистические видения, озаренные внутренним, божественным светом. В них появляется замедленность движения, отстраненность. Акварель становится более прозрачной, палитра — жемчужно-сероватой с голубыми и розовыми рефлексами. В композиции «Уличенная в прелюбодеянии» (ок. 1805, Бостон, Музей изящных искусств), являющейся вольной трактовкой сюжета Христос и Мария Магдалина, изысканно удлиненная фигура Христа склоняется до земли перед грешницей, полной достоинства и самоуглубленности. И лишь стремительно удаляющиеся спины фарисеев на заднем плане нарушают композиционное равновесие.
Значительный период жизни Блейк отдал самой большой своей поэме «Иерусалим» (1804—1820), в которой его мистический символизм достиг апогея. Здесь полные страдания и титанических усилий гиганты сталкиваются в неразрешимых конфликтах космического масштаба. Обращаясь в поэме к образу Альбиона, художник устремляет свой взгляд в глубину английской истории, к верованиям друидов, интерес к которым пробудили в нем опубликованные шотландцем Джеймсом Макферсоном "Поэмы Оссиана" (1760—1765). В иллюстрациях появляются такие мотивы, как Стоунхендж.
Кроме своих собственных сочинений Блейк иллюстрировал произведения великих поэтов прошлого. Самыми известными являются акварели к Божественной комедии Данте (1824—1827). В них удивительным образом мироощущение художника соединилось с миром поэзии великого итальянца. В творчестве Данте английский мастер получил мощный импульс для своих фантазий. Иллюстрации к Божественной комедии далеки от буквального следования тексту. Блейк стремится, скорее, к внутреннему образному созвучию поэмы и своих композиций. Особой прелести полны листы, посвященные женским образам. Голубовато-жемчужная акварель становится особенно прозрачной в сценах с Беатриче или Франческой да Римини, линии приобретают текучую неопределенность, фигуры на заднем плане становятся похожими на миражи. Таинственно смутные очертания персонажей, возникающих как бы из тумана, исполнены глубокой меланхолии. Работу над циклом иллюстраций к Данте прервала смерть мастера.
Дальнейшая судьба его наследия оказалась не простой. На некоторое время оно было забыто. В конце 1840-х годов искусство Блейка было возвращено из забвения прерафаэлитами, на формирование которых оно оказало большое влияние, но в полной мере было оценено и изучено в ХХ столетии.