Томас Лоренс (1769 — 1830)
В свое время имя Томаса Лоренса пользовалось общеевропейской известностью. Иметь портрет, выполненный знаменитым английским живописцем, почитали за честь государи, высшие церковные иерархи, военачальники, крупные дипломаты и светские львицы.
Карьера мастера развивалась стремительно. Будучи семилетним чудо-ребенком он уже зарабатывал на жизнь своими рисунками и пастелями, в двенадцать лет имел собственную мастерскую в Бате, модном курорте, куда съезжалась на воды знать. Не получив систематического художественного образования — Лоренс лишь несколько месяцев посещал классы Королевской академии художеств, — он в двадцать три года стал главным живописцем короля, сменив на этом месте самого Рейнолдса, а в двадцать пять был избран академиком.
Уже первые работы Лоренса, выполненные маслом, поражают высоким профессионализмом. В «Портрете королевы Шарлотты» (1789, Лондон, Национальная галерея) высокородная модель трактована живо, с большой мягкостью и непринужденностью. Беглыми мазками прописаны черты ее лица, пышные седые волосы, ткани на платье и руки, оставляя впечатление живого внутреннего движения образа. В лучах яркого света переливается жемчужно-голубой атлас, блестящая поверхность которого полна розовых рефлексов от ковра глубокого винно-красного тона, особенно воздушной кажется прозрачная ткань на коленях. Красота и смелость колористических решений в портретах Лоренса впоследствии восхищали Делакруа.
Лоренс стал последним крупным портретистом, завершившим своим творчеством великую традицию английской живописи XVIII века. Усвоив уроки мастерства Рейнолдса, он не достиг, однако, в своем искусстве глубины и интеллектуальной насыщенности, которые были свойственны последнему. Лоренс принадлежал уже другому поколению, другой эпохе. Его современниками были Байрон и Наполеон. Он и его модели жили иными идеями и идеалами. Будучи художником, чье искусство связывало восемнадцатый век с девятнадцатым, он в своем творчестве неоднороден. В парадных портретах военных и дипломатов, героев антинаполеоновской эпопеи звучит нота торжественности, постановка фигур в них подчеркнуто монументальна. Впечатление величия изображенной персоны усиливается низким горизонтом и разнообразными аксессуарами, блеском орденов на мундирах и т. п.
Порой изображения, созданные Лоренсом, обнаруживают черты, присущие эпохе романтизма, — грозовое небо, полыхающий багровым закатом горизонт, плащ, небрежно накинутый на плечи, разметавшиеся волосы, стремительное движение фигуры, устремившийся вдаль взгляд призваны подчеркнуть внутреннюю смятенность портретируемого. Вместе с тем Лоренс мог тонко передавать самые легкие оттенки печали и радости в женских портретах. Избегая откровенной лести, художник умел даже в некрасивых лицах обнаружить привлекательность. Как и Рейнолдс, он был большим мастером детского портрета, с изумительной непосредственностью передавая обаяние маленьких моделей. Однако отдельные детские портреты грешат сентиментальностью и даже слащавостью. Не избежал Лоренс и налета холодноватой светскости в трактовке отдельных героев, что в известной степени предвещало салонное искусство середины XIX столетия.