26.07.2008
Публикации

Кацусика Хокусай (1760 — 1849)

Кацусика Хокусай — один из самых широко известных японских художников, прославившийся главным образом в искусстве графики, но оставивший богатейшее наследие также в живописи, рисунке, иллюстрации книг. Он был писателем и поэтом, постоянно интересовался научными достижениями своего времени, был неутомимым путешественником.

Но самое главное состоит в том, что Хокусай был художником-философом, и все, что открывалось его проницательному взору и фиксировалось на бумаге его кистью, осмыслялось им с точки зрения всеобщих законов мироздания, вечной и постоянно изменчивой жизни. Его интересовало многообразие явлений, их внутренние взаимосвязи, подчиненность закономерностям общего порядка. Он не просто старался запечатлеть то, что видел, но постоянно размышлял над виденным, будь то сценки городской жизни, зарисованные им то с лирической, то с гротескной точки зрения, или природа с ее сменой времен года, погоды, освещения. Все было для него частью живой жизни.

В морских волнах у Канагава (Большая волна). 1823–1829

Хокусай жил в сложную, противоречивую эпоху, на переломе от позднего Средневековья к Новому времени, что отразилось в необычайном многообразии его творчества, в значительности и непреходящей ценности его художественных открытий.

Поэт Тоба в изгнании. Ок. 1830

В японском искусстве конца XVII — начала XVIII века ярко обозначились две основные тенденции. Одна была направлена на сохранение прежних, имевших многовековую историю традиций, сложившихся в период господства феодального сословия. Другая, зародившаяся еще на рубеже XVI и XVII веков, была связана с появлением на исторической сцене нового городского сословия, которое постепенно вырабатывало собственные формы культуры, отвечавшие их запросам и идеалам. Лишенное политических и социальных привилегий, городское сословие направило свою энергию в сферу культуры, частично используя традиции феодального периода, но создавая и принципиально новые ее формы: проникнутый народным духом театр Кабуки, повести с сюжетами из городской жизни, поэзия трехстиший — хайку, гравюра на дереве — укиё-э.

Хокусай происходил из семьи ремесленника в Эдо (современный Токио), в детстве увлекался рисованием, а с тринадцати лет стал учиться искусству гравюры. Особенно большое влияние на его творческую судьбу оказало пребывание в мастерской известного художника Кацукава Сюнсе, где он пробыл с 1778 по 1795 год.

Ирисы. Ок. 1828

Гравюра стала самой плодотворной сферой деятельности Хокусая. Большой период его творчества после ухода из мастерской Сюнсе (около 1797 по 1810 год) был посвящен работе над особым видом гравюр — суримоно, издававшихся в виде поздравительных открыток, часто с благопожеланиями — фигурами богов счастья и богатства, растениями и животными, вызывавшими такие же ассоциации. Однако Хокусай скоро вышел за пределы традиционных сюжетов и стал изображать сценки из городской жизни, нередко сопровождая их стихотворными шутливыми и остроумными надписями, а также цветы, птиц, насекомых. Работая на малом пространстве открытки-суримоно, Хокусай добивался точности композиции, цветовых соотношений, красоты конкретных простых вещей и их сочетаний.

Поэт в молодости. Ок. 1830

В 1814 году Хокусай выпустил первую книгу своего многотомного труда Манга, задуманного как пособие для художников. На протяжении многих лет он издал 15 томов Манга, где содержались рисунки с самыми разнообразными сюжетами — от пейзажей и зарисовок природных мотивов до сцен из городской жизни, физиономий людей с самыми разными выражениями, фигур борцов и танцоров, персонажей исторических хроник, мифов и легенд.

Не удивительно, что точность поз и движений, переданных часто лишь одной выразительной линией, поразили европейских художников, когда они в середине XIX века впервые увидели эти альбомы Хокусая.

Вид на Фудзи из Такахаси. 1800–1806

Двадцатые и тридцатые годы XIX века — период расцвета творчества Хокусая, когда им были созданы серии больших станковых гравюр как результат длительных путешествий по стране. Это "Виды замечательных мостов различных провинций" (1827—1830), "Путешествие по водопадам различных провинций" (1827—1833), "Поэты Китая и Японии" (1830), "Тридцать шесть видов Фудзи" (1823—1829), "Сто видов Фудзи" (1834—1835). Побывав во всех концах страны, Хокусай открыл новую красоту Японии, которую как будто не замечали до него другие художники, хотя пейзажный жанр в гравюре не был его открытием. Известно, что пейзажные серии создавали Хиросиге, Кунисада, Куниеси и другие мастера.

Однако в своих пейзажах, как и в рисунках Манга, Хокусай отказался от разделения мотивов на достойные внимания и недостойные, на красивые и некрасивые. В природе все представлялось ему прекрасным — и величественный горный хребет, и улитка на пожелтевшем листе.

Закат над мостом Рёгёку. Из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи». 1823–1829

Если в пейзажах, исполнявшихся мастерами монохромной живописи суйбокуга, главными были размышления о мироздании, о сущности Природы—Космоса, то в работах Хокусая с изображением конкретных мест и их особенностей — горных ущелий и водопадов в определенных провинциях, морских бухт, лесистых склонов холмов — отражался взгляд простого человека, воспринимавшего природу как естественное окружение его жизни. Недаром пейзажи Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», считающейся одним из шедевров мастера, населены людьми, занятыми своими обыденными делами: это бочары и пильщики бревен, рыбаки и путники с тяжелой поклажей. Тут пейзаж и жанр оказываются слитыми, составляя единство, где человек соразмерен природе. Именно в таком органичном единстве человека с природным миром заключена высокая философская мысль художника. Она получает здесь особенно большую значительность и даже символический смысл повторяющимся на каждом листе гравюры силуэтом горы Фудзи. Эту гору как священный символ страны и одновременно как идеальный образ красоты изображали многие художники до Хокусая и его современники.

Победный ветер. Ясный день. (Красная Фудзи). Из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи». 1823–1829

Для Хокусая это тоже национальная святыня, и именно поэтому он хотел показать ее из разных мест и с разных точек зрения, в различное время года: то чуть видной за островом Цукуба, то наблюдаемой при закате у моста Регоку путниками на переправе, то как будто всплывающую среди бушующих волн океана. Только один лист этой серии, названный мастером "Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)" лишен присутствия человека, и гора выступает во всей своей неповторимой красоте и символической значительности. Этот образ стал центральным в серии, обобщенным выражением мировосприятия художника, понимания им задач искусства и красоты как выражения истины, что было национальной особенностью японской культуры на протяжении веков.

Новаторство Хокусая не только в том, что он освоил некоторые приемы европейского искусства, ставшие известными в Японии. Его художественное открытие — в новом взгляде на мир и место в нем человека со всей сферой его чувств и его созидательной деятельностью. Хокусай увидел жизнь как единый процесс, где все взаимосвязано — природа, человек и все им создаваемое. В этом он опережал свое время, открывая еще неведомые пути развития японского искусства.

Надежда Виноградова