16.08.2008
Публикации

Поль Ипполит Деларош (1797 — 1856)

Поль Ипполит Деларош играл видную роль в исторической живописи XIX столетия, хотя оценка творчества мастеров так называемой салонной живописи, к которым он принадлежал, претерпевала изменения. Произведения Делароша постоянно появлялись на выставках в парижских Салонах, и современная критика тоже по-разному оценивала их. «Этот художник добился мировой славы, имея талант, но, не будучи наделен подлинной поэзией, вдохновением, не имея стиля», — писали о нем во Франции. Однако Деларош был известен в Европе, его полотна демонстрировались на международных выставках, а в 1856 году в Париже состоялась его большая ретроспективная персональная экспозиция. Их знали и в России, так как к его живописи проявляли интерес русские мастера, отправлявшиеся для усовершенствования в Европу, а в 1860 году большой успех имело его историческое полотно Кромвель у гроба Карла I, выставленное в помещении петербургского Общества поощрения художников.

Тем не менее как представитель исторической живописи позднего европейского романтизма 1830—1840-х годов, получившего название «стиль трубадур», Деларош представлял интерес для европейских мастеров последующего времени. К его искусству было обращено внимание К. Флавицкого, М. Фортуни, В. Якоби, Д. Морелли и многих других живописцев.

Роспись амфитеатра Национальной школы изящных искусств. 1837

Деларош родился в семье парижского коллекционера и эксперта живописи, его брат, ученик Э. Делакруа, посоветовал ему оставить пейзаж и заняться исторической живописью. В Академии художеств Парижа в 1817 году Деларош выиграл «Римскую премию» по классу пейзажа, но затем все же увлекся историческим жанром и стал брать уроки у прославленного Ж.А. Гро. К началу 1830-х годов он уже получил признание, став в 1832 году профессором Школы изящных искусств. Его постоянным покровителем стал Т. Жерико, которому нравились работы Делароша на романтические исторические и литературные сюжеты. Поездки в Италию в 1834 и 1843 годах позволили познакомиться с классическим наследием, обогатили технические возможности художника, способного чутко воспринимать и трансформировать понравившиеся ему приемы других мастеров.

Смерть Елизаветы, королевы Англии, в 1603 году. 1828

Как и другие живописцы-романтики, Деларош писал картины на сюжеты из истории Франции. В английской истории его привлекала эпоха Стюартов, время драматических историй Марии Стюарт, Ричарда III, Эдуарда IV. Он любил воспроизводить сцены из трагедий Шекспира, высоко ценимого романтиками за изображение естественных и сильных человеческих чувств, эпизоды из жизни великих людей. Его привлекали темы из Средневековья, вдохновлявшего романтиков прославлением идеалов добродетелей христианства, истории католической Франции, управляемой властью монарха. Он всегда стремился к исторически конкретному воспроизведению среды, костюмов, наглядной передаче чувств персонажей. В его картинах исторические конфликты преломлены сквозь судьбы исторических личностей. В трагических театральных позах застыли у фигуры умирающей королевы Англии «Елизаветы ее подданные» (1828, Париж, Лувр). Деларош умело подчеркивает пафос сцены: фигура последней представительницы рода Стюартов на горностаевой мантии у подножия трона выглядит внушительной и трагической, как и сама судьба этой яркой личности.

Дети Эдуарда IV. 1831

Истории рода Стюартов посвящено и полотно «Дети Эдуарда IV» (1831, Париж, Лувр). Сцена вызывает сентиментальные чувства, так как сыновьям короля была уготовлена драматическая судьба: они были убиты регентом, провозгласившим себя Эдуардом V.

Свои картины Деларош писал обычно в благородной рембрандтовской красно-коричневой гамме, оживляя палитру эффектными вкраплениями золотисто-желтого или белого.

Молодая мученица

Излюбленная романтиками тема противостояния добра и зла звучит в полотне «Молодая мученица» (Париж, Лувр). Черная тень на скале и образ молодой утопленницы со связанными руками словно предвосхищают поэтику символистов.

Убийство герцога Гиза. 1853

Характерный пример живописи «стиля трубадур» — костюмированная сцена «Убийство герцога Гиза» (1853, Шантийи, Музей Конде) из истории Франции XVI века, переданная со всеми бытовыми подробностями из жизни главы католической партии в период гугенотских войн во Франции. Характерной деталью многих полотен Делароша было изображение маленькой собачки, придававшее бытовой характер историческим эпизодам. Распластанная фигура одного из зачинщиков Варфоломеевской ночи и группа встревоженных королевских подданных воспроизведены с наглядностью, с детальной проработкой реакции каждого персонажа.

О мастерах круга Делароша, избравших темой своих произведений историческое прошлое, когда действительность выдвигала уже новые проблемы современности, метко сказал Шарль Бодлер: «Называть себя романтиком и систематически глядеть в прошлое — значит противоречить самому себе». По мироощущению Деларош не был романтиком. Но он, подобно другим мастерам эпохи, обратился к высоко ценимому романтиками историческому жанру, достиг в нем определенного мастерства, став одним из самых ярких мастеров позднего французского романтизма.

Елена Федотова