Андо Хиросигэ (1797 — 1858)
Андо Хиросигэ — наиболее известный и талантливый представитель последнего этапа развития японской гравюры на дереве направления укиё-э, пейзажист. Подобно старшему современнику Хокусаю, Хиросигэ жил и работал в японской столице Эдо (современный Токио). Испытав на раннем этапе влияние этого великого мастера, он сумел преодолеть его и создать свою неповторимую творческую манеру. Творчеству этих двух крупнейших мастеров сопутствовали большие перемены в японской гравюре XIX века. Благодаря их деятельности искусство гравюры пережило еще один высокий подъем, связанный с расцветом жанра пейзажа. Природа, занимавшая в средневековом искусстве Японии важнейшее место, в японской гравюре XVII—XVIII веков как бы оставалась вне поля зрения художников. В графических сериях, посвященных быту, занятиям и развлечениям горожан, она почти не изображалась, а скромные пейзажные мотивы служили лишь эмоциональным дополнением. Хокусай, а следом за ним и Хиросигэ сумели вновь открыть и передать людям красоту японской природы. По-разному осмысляя ее эстетические качества, каждый из них создал образ своей страны, определивший целую эпоху в истории укиё-э. По-разному сложились и судьбы мастеров. Хокусай создал свои лучшие работы, когда ему было за шестьдесят лет, Хиросигэ стал на самостоятельный путь уже к тридцати пяти годам. Однако присущая Хиросигэ индивидуальная творческая манера и особенности его эстетического восприятия мира сложились далеко не сразу.
Оставшись в тринадцатилетнем возрасте сиротой, Хиросигэ, с детства увлекавшийся живописью, уже в пятнадцать лет поступил учеником в мастерскую графика Утигава Тоёхиро (1773 — 1828), чья мягкая живописная манера соответствовала темпераменту молодого художника. В 1812 году он получил диплом художника, но до самой смерти Тоёхиро продолжал работать в его мастерской, копируя его произведения в жанрах «бидзин-га» (красавицы) и «якуся-э» (портреты актеров). В соответствии с модой времени Хиросигэ на раннем этапе своей творческой деятельности сам пробовал свои силы в наиболее популярных жанрах: исторических и театральных сценах, портретах обитательниц веселых домов Ёсивара. После смерти учителя основной темой гравюр Хиросигэ, увлеченного творчеством Хокусая, стали виды японской столицы Эдо. Но в отличие от Хокусая с его величественными, исполненными мощной жизненной силы пейзажами Хиросигэ привлекала поэтичность и задушевность природы его небольшой страны.
Выпущенная в 1827 году серия из десяти листов «Десять видов восточной столицы» стала новым и важным этапом в жизни мастера. Она привлекла внимание горожан своим живым и эмоциональным видением мира, новизной перспективных решений, проявляющихся в любви к асимметрии композиции, умении уловить гармонию жизни природы.
1830-е годы стали временем яркого расцвета таланта мастера. В это время он полностью отдается новым темам — пейзажу и изображению природы в жанре «цветы—птицы». В них во всей полноте проявилось стремление художника показать особенности японской природы, ее камерность и живописность. Он любуется причудливыми скалами и водопадами, стремится передать красоту ночной тиши, яркость полной луны и молодого месяца, выплывающего из-за скал (серия «Двадцать восемь видов луны», 1832), находит очарование в засыпанных снегом цветах ("Воробьи над покрытой снегом камелией"), насыщает свои произведения характерной для японской поэзии идеей одиночества и заброшенности.
Наряду с работой над серией «цветы—птицы» Хиросигэ продолжает развивать свое понимание городского пейзажа. В созданной им серии «Виды восточной столицы» Хиросигэ предстает замечательным мастером композиции, которая приобретает особую четкость. Виды города, показанные им, основаны на острых контрастах крупных архитектурных форм, например, направленных по диагонали в глубь листа арочных деревянных мостов и маленьких строений, приютившихся у воды. Так, мощные балки моста в гравюре «Луна из-под моста Рёгёку» как бы служат обрамлением тихого ночного пейзажа с выплывающей в небо огромной луной. В изображении видов столицы Эдо Хиросигэ чрезвычайно многообразен. Через полет журавлей, через цветение вишни он открывает красоту мира, любуется тем, что видит перед собой, давая зрителям возможность насладиться по-новому увиденным зрелищем его любимых мест.
Виртуозно используя технику тиснения и раската, Хиросигэ добивался передачи зыбких, преходящих состояний природы, атмосферных эффектов — снега, тумана, закатного неба.
Хиросигэ много путешествовал по Японии. В результате его поездок родились многочисленные пейзажные серии. Наибольшую славу из них ему принесла серия «Пятьдесят три станции дороги Токайдо» (1833—1834), со всей полнотой и достоверностью запечатлевшая разнообразные виды японской провинции. Восточно-приморский тракт Токайдо, соединивший две столицы — Эдо и древний Киото, был самой оживленной дорогой Японии. Путь был не близкий, и для церемониального кортежа самураев, к которому присоединился Хиросигэ, он длился более двух недель. Во время путешествия художник зарисовывал все, что видел: крестьян, работающих на рисовых полях, рыбаков на реке, паломников, синтоистские храмы. Но главное — его внимание привлекала природа Японии, представшая перед ним во все своем многообразии. В беспрерывно меняющихся видах, в оттенках синих, белых, красных и коричневых красок, во всей полноте раскрылся его талант колориста и рисовальщика. С исключительным мастерством воссоздает Хиросигэ туманную атмосферу раннего утра в листах, где изображен отъезд путешественников из святыни Мисима. Здесь постепенные переходы цвета от более темного к более светлому в сочетании с четкой линейностью первого плана создают ощущение пространственной глубины. С удивительной достоверностью и мягким лиризмом изображает мастер занесенную снегом деревушку Камбаре, ее притихшую улицу и запоздалых путников, укрывающихся от снега зонтами. Примечательно, что Хиросигэ часто изображает переходное состояние природы, движение стихий. Так, в листе "Ливень в Сёно" он показывает внезапно обрушившиеся на землю косые потоки, сквозь которые едва проглядываются пригнувшиеся ветки деревьев, молодые поросли бамбука, полускрытые стеной дождя. Застигнутые бурей путники бегут по склону, с трудом преодолевая ветер. Весь пейзаж пронизан чувством напряженности, а сама буря воспринимается мастером как живое дыхание жизни.
После выхода в свет серии гравюр о дороге Токайдо Хиросигэ завоевал широкое признание горожан. Обретенная слава вдохновила его на создание многих новых блестящих работ, таких, как серия «Восемь видов провинции Оми» (1832—1834) и «Виды Киото» (1834), которые также явились результатом путешествия художника в старую столицу. Восхищение Хиросигэ жизнью Киото сказалось в поэтизации обыденных сцен, запечатленных на фоне природы. Цветущие вишни, старые сосны, храмы под снежным покровом — основные мотивы его гравюр. За свою жизнь Хиросигэ создал несколько тысяч пейзажных листов. В них отразились присущая японцам тонкость восприятия природы, чувство неразрывного родства с ней. Вместе с тем искусство Хиросигэ связало многовековую художественную традицию и с современным творчеством, сделало ее живой и понятной для людей конца XIX — XX столетий. Оно помогло многим европейским художникам по-новому увидеть красоту жизни.