23.08.2008
Публикации

Карл Шпицвег (1808 — 1885)

Самый яркий мастер немецкого бидермейера (раннего немецкого реализма 1840—1860-х годов) Шпицвег был высокоодаренным художником-самоучкой, вошедшим в историю европейского искусства XIX столетия прежде всего как крупный живописец-пленэрист. Среди немецких художников XIX века ему и Адольфу Менцелю принадлежит исключительное место в раннем обращении к пленэрной живописи.

Шпицвег занимался в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена, затем — на фармацевтическом факультете Мюнхенского университета. Увлечение живописью, акварелью, рисунком побудило его к путешествиям, и в 1832 году он впервые посетил Италию. Готовясь к поступлению в мюнхенскую Академию художеств, он начал регулярно заниматься живописью, однако в Академию его не приняли из-за возраста. Это не умалило желания Шпицвега стать профессиональным художником. В 1830—1860-е годы он много путешествовал, побывал во многих городах Германии, Швейцарии, был в Париже, Лондоне, Антверпене, Вене. Изучение классической живописи в крупных европейских музеях обогатило его впечатлениями. С середины 1850-х годов он жил и работал в Мюнхене и Берлине. Наградой за его кропотливый труд и исключительную живописную одаренность стали известность и признание коллег: в 1868 году он стал почетным членом мюнхенской Академии художеств.

Соло на флейте. Ок. 1860

Живопись Шпицвега 1840—1860-х годов отразила многие важные черты европейской предимпрессионистической живописи середины века. Интерес к передаче распределения света и тени пятнами чистого цвета был характерен для многих художников, овладевших приемами пленэрной живописи. Подобно им Шпицвег любил писать фигуры в пейзаже, соединяя свои поиски с присущей искусству бидермейера повествовательностью и не лишенным юмора рассказам о жизни бюргеров небольших немецких городов.

Книжный червь. Ок. 1850

Трогательны и одиноки фигурки увлеченных любимым делом чудаков. В полотне «Книжный червь» (ок. 1850, Германия, частное собрание) это нелепый старый любитель философии, читающий, стоя на лестнице у книжных стеллажей, фолиант с надписью "Метафизика". В картине «Бедный поэт» (1839, Мюнхен, Новая пинакотека) это лежащий на расстеленном прямо на полу матрасе сочинитель в ночном колпаке, не обращающий внимания на быт и поглощенный лишь творчеством. С юмором и теплотой написаны и образы смотрящего на свои колбы алхимика (ок. 1860, Штутгарт, Художественная галерея), наблюдающего за светилами звездочета (1860, Мюнхен, частное собрание). В полотне «Писец» (ок. 1880, Мюнхен, Новая пинакотека) маленькая фигурка писца, отворившего окно, окутана светом и воздухом, преобразившими скромный интерьер. Художник не случайно часто избирает для своих полотен удлиненные вертикально или горизонтально форматы полотен. Это помогает ему передавать световоздушное пространство, окутывающее фигуры. К подобным форматам часто прибегали пленэристы 1840—1860-х годов.

Друг кактусов. Ок. 1856

Как и все мастера бидермейера, Шпицвег любил изображать фигуры в саду или на террасе, в небольшом, сжатом пространстве, передавая пластику распределения света и тени. Персонажи его полотен разнообразны — смешные почтенные «Друг кактусов» (ок. 1856, Мюнхен, Новая пинакотека) и охотник за бабочками (ок. 1840, Висбаден, Городской музей); романтический любитель роз с томиком поэзии (ок. 1845, Берн, Художественный музей); вдовец в парке, глядящий вслед двум хорошеньким девушкам (после 1845, Мюнхен, Новая пинакотека); монах, предающийся размышлениям во дворике монастыря (ок. 1850, частное собрание). Иногда, отступая от принципов бидермейера, Шпицвег придает жанровость сценке. В полотне «Любовное письмо» (ок. 1840, Берлин, Национальная галерея) юноша, изображенный за забором крошечного палисадника, делает знаки молоденькой служанке, читающей книгу своей старой хозяйке. При помощи немногих предметов Шпицвег умеет рассказать о быте своих героев, о размеренном укладе их жизни.

Вечный жених. Ок. 1860

Городские сцены Шпицвега полны наблюдательности и мягкой иронии по отношению к своим персонажам. Узкие улочки и перекрестки в его полотнах напоминают своей уютностью интерьерные пространства. Высунувшись из окна, наблюдает за своей кокетливой соседкой в доме напротив житель типичного немецкого дома под черепичной красной крышей и настурциями перед окном; любопытство и уважение выражают фигурки жителей, наблюдающих прогуливающихся или марширующих по городу гусар в ярких синих мундирах или проезжающую карету, за которой бежит хвост уличных мальчишек. Все эти детали привносят особое очарование безыскусственности в изображение провинциального быта. Большим успехом пользовались полотна из серии «Вечный жених» (ок. 1860), в которых изображены сцены ухаживания немолодого и неловкого бюргера за очаровательными горожанками. Особую занимательность придают им фигуры любопытных соседей, выглядывающих из окон и дверей соседних лавочек.

Нищий музыкант. После 1860

Уподоблен жанровой сценке и сюжет полотна «Нищий музыкант» (после 1860, Мюнхен, Новая пинакотека). Его вертикально удлиненный формат позволяет передать сцену в пленэре, показав отражающую солнечный свет стену старого дома, игру света и тени на ее поверхности. Грустно смотрится фигура старого музыканта, разбудившего своей игрой ворчливого жителя дома, взирающего из окна верхнего этажа.

Воскресная прогулка. 1841

Типичны для Шпицвега, как и для других мастеров европейского пленэра, сценки с изображением прогулок в поле и пикников на природе. В картине «Воскресная прогулка» (1841, Зальцбург, Художественный музей) яркими светлыми тонами цветов написан пейзаж с полем пшеницы и шествующим по нему семейством бюргеров. Пятна зеленых зонтиков дам, их желтых соломенных шляпок привносят дополнительные цветовые доминанты в яркую гамму полотна. К теме пикников художник обращался неоднократно, изображая компании молодых дам и кавалеров в ярких костюмах среди зелени парков или на лесных лужайках. Пятна звучных цветов, на сочетаниях которых строится картина "Актерский пикник" (ок. 1875, Ахен, Городской музей), создают ощущение солнечного летнего дня, романтического настроения, охватившего молодых людей, живописно расположившихся в пейзаже.

Воздушный змей. Ок. 1880
Косильщица в горах. Ок. 1865

В 1870—1880-е годы Шпицвег уже свободно владел пластически объемной передачей фигур в пленэре. Они всегда живо и естественно смотрятся в пейзаже. Сами фигуры, изображение интерьеров и архитектуры теперь представляют меньший интерес для художника, как бы оставаясь лишь характерными деталями. Поздние работы ближе уже чисто пейзажным видам. Сильно вытянутые форматы картин «Воздушный змей» (ок. 1880, Берлин, Национальная галерея) или «Косильщица в горах» (ок. 1865, Мюнхен, частное собрание) позволяют вместить большие зоны небесного пространства или морской дали ("Старый городок", ок. 1880, Ганновер, Галерея земли Нижняя Саксония), в которых маленькие фигурки людей кажутся незначительными.

Художник в саду. 1882

Ощущение камерности, присущее произведениям Шпицвега, сохраняет и полотно «Художник в саду» (1882, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта), на котором изображен сам его автор, работающий на пленэре.

Искусство Карла Шпицвега характеризует целую эпоху в истории немецкой живописи XIX столетия. Он занял в ней свое подобающее место как талантливый и самобытный художник.

Елена Федотова