30.08.2008
Публикации

Адольф Менцель (1815 — 1905)

В истории не только немецкой, но и европейской живописи второй половины XIX века творчество Адольфа Менцеля занимает одно из главных мест. Присущие этому художнику жажда неутомимого наблюдения, его живописный талант, фантазия помогли ему — художнику-самоучке — стать крупным мастером, обрести высокие официальные почести и занять место прусского придворного живописца. Он стал рыцарем ордена Черного орла — самой высокой прусской награды, получив благодаря ему дворянское звание. Но всецело поглощенный творчеством, художник всегда держался в отдалении от двора. На протяжении всей жизни он работал не только в живописи, но и в графике, много сделав для развития искусства книги.

Адольф Менцель начинал как литограф в мастерской отца. В 1833 году некоторое время посещал классы Академии художеств в Берлине. Он всегда много рисовал, с юности выработав особую дисциплину рисунка и приобретя высокую профессиональную культуру рисовальщика, что помогло ему в самостоятельных занятиях живописью. Материалом для зарисовок служили впечатления от многочисленных поездок по Рейну, Дунаю, побережью Балтийского моря, от путешествий в Голландию, Австрию, в Париж (1855, 1867, 1868, 1870—1891) и в Италию (он побывал лишь в Вероне в 1880, 1881, 1882 годах). Большую роль в развитии его творческих интересов сыграли исполненные в 1839—1842 годах иллюстрации к Истории Фридриха Великого Ф. Куглера, а впоследствии и к Сочинениям Фридриха II (1843—1849). История правления просвещенного прусского монарха увлекла молодого художника, позволила погрузиться в мир искусства эпохи рококо. Иллюстрации стали крупным событием в европейской графике; в них проявился подлинный историзм мышления Менцеля, сумевшего исторически конкретно и с психологической глубиной передать атмосферу эпохи, значительной для истории его страны.

Портрет Клары Шмидт фон Кнобельсдорф. 1848

К 1840-м годам относятся первые живописные работы Менцеля. В небольших полотнах он запечатлевал облик и быт близких людей ("Племянница художника", 1847, Мюнхен, Государственное баварское собрание картин; "Спящая сестра Эмилия", ок. 1848, Гамбург, Кунстхалле). Эти картины напоминают, скорее, быстрые зарисовки: смелая асимметрия композиции и небольшой формат приближают их к этюдам. Отзвуки раннего немецкого реализма — бидермейера — присущи и первому живописному полотну «Комната с балконом» (1845, Берлин, Национальная галерея), поэтически воспроизводящему обычный жанровый мотив.

Парк дворца принца Альберта. Ок. 1846

Ранние пейзажи по манере исполнения быстрым экспрессивным мазком тоже напоминают этюды. Художник стремится передать изменчивые моменты жизни природы, ощущение временного ритма ее жизни ("Парк дворца принца Альберта", ок. 1846; "Железная дорога Берлин — Потсдам", 1847, обе — Берлин, Национальная галерея; "Крейцберг близ Берлина", 1847, Берлин, Меркишен музеум).

Прощание с жертвами мартовских событий. 1848

В 1848 году было создано полотно «Прощание с жертвами мартовских событий» (Гамбург, Кунстхалле). Изображение траурной манифестации на похоронах жертв баррикадных боев в дни революции 1848 года в Берлине стало сюжетом одного из первых исторических полотен на современную тему в европейском искусстве.

Концерт Фридриха II в Сан-Суси. 1852

Темы из истории национального прошлого получили развитие в живописном цикле из одиннадцати картин на сюжеты, связанные с жизнью Фридриха II ("Круглый стол короля Фридриха Великого", погибла во время Второй мировой войны; "Концерт Фридриха II в Сан-Суси", 1852, Берлин, Национальная галерея). В сценах в интерьере, в пейзаже, в эпизодах военных сражений Менцель стремится к точному воспроизведению исторических деталей, живо трактует образ прусского короля и других персонажей.

Театр «Жимназ» в Париже. 1856

После первой поездки в Париж в 1855 году было написано полотно "Театр «Жимназ» в Париже" (1856, Берлин, Национальная галерея). Не раз привлекавшая художника тема театра (после путешествия в Тироль им была написана картина Театр в Гастейне, 1859, Гамбург, Кунстхалле) позволяла передать характерное в облике персонажей, переживания актеров и живой эмоциональный отклик зрителей на происходящее на сцене. Столь же привлекательной для художника, ценившего изменчивый мир чувств природы и человека, оказалась и тема города. В период 1860—1890 годов были созданы картины «После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки» (1867, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Парижские будни» (1869, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн — Вестфалия), «Пьяцца д’Эрба в Вероне» (1884, Дрезден, Галерея новых мастеров), «Кондитерский рынок в Киссингене» (1893, Берлин, частное собрание). Его внимание привлекает полный яркой красочности и людского многообразия облик городских площадей, с расположенными на них рынками; нарядная толпа, заполняющая парки и бульвары Парижа; интерьеры ресторанов и уличных кафе; будничные, но наделенные особым колоритом виды уголков города. Менцель достигает в этих работах большой живописной тонкости в передаче светоцветовых изменений и рожденных этими видами нюансов ощущений.

После полудня в саду Тюильри во время парижской Всемирной выставки. 1867

Более парадны, хотя и отмечены теми же живописными стремлениями, изображения придворных балов и ужинов прусской аристократии. Яркими цветовыми пятнами смотрятся роскошные платья дам и фраки кавалеров в залитых светом торжественных бело-красных интерьерах, отделанных золотом. Многое значит для него как для художника, ценившего эпоху XVIII столетия, то, что праздничные события происходят в интерьерах зданий, сооруженных при Фридрихе II — в Оперном театре на Унтер-ден-Линден или в подстамском дворце Сан-Суси, который он любил рисовать.

Железопрокатный завод. 1875

Не только история, но и факты новой действительности имели огромную ценность для Менцеля. С живым интересом к ним исполнено полотно «Каменщики на новостройке» (1875, Эссен, Собрание картин фирмы Круппа), передающее чувство живого ритма строительной деятельности в одном из кварталов Берлина. Изображение процесса работы пролетариев металлургического завода Верхней Силезии, в Кенигсхютте, стало сюжетом полотна «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея). Эта картина явилась значительным событием в европейской реалистической живописи XIX столетия. Работая над ней, Менцель досконально изучил технологию металлургического процесса, сделал много графических и живописных этюдов с натуры. Стремление к исторической достоверности сочетается в этих его двух полотнах с поэтизацией явлений современности, умением заставить ощутить их внутренний эмоциональный ритм.

Одним из последних крупных произведений художника явилась картина "Процессия в Гастейне" (1880, частное собрание). С великолепным мастерством передано в нем разнообразие социальных типов, развернута панорама жизни маленького провинциального немецкого городка. В кругу подобных многофигурных («хоровых») картин в европейской реалистической живописи второй половины XIX века эта работа занимает одно из ведущих мест; в ней ярко раскрылись многие черты выдающегося таланта Адольфа Менцеля. Будучи художником, отвергавшим ложный героический пафос академической исторической живописи, он создал новый ее тип. История национального прошлого и современность, в равной степени увлекавшие художника, стали темами его произведений, коренным образом изменив понимание исторического жанра, привнеся в него дыхание нового времени.

Елена Федотова