30.08.2008
Публикации

Доменико Морелли (1826 — 1901)

Доменико Морелли принадлежит одно из значительных мест в искусстве Италии XIX века. Он родился в Неаполе и сформировался в кругу мастеров школы Позилиппо, усвоив их метод работы на пленэре. В юности Морелли был убежденным сторонником взглядов Дж. Мадзини, верил в идею всеобщего духовного братства на земле. Ему были близки и религиозно-нравственные мысли итальянских революционеров. Морелли был высокообразованным и разносторонне одаренным человеком, пользовался большим заслуженным уважением среди современников. Он написал книгу воспоминаний и труд о неаполитанской школе живописи, работал в области театральной декорации, создавал станковые полотна на сюжеты из произведений А. Мандзони, Байрона, Шекспира, эскизы для алтарных композиций, и в 1890-е годы даже исполнил вместе с учениками эскизы для мозаики собора в Амальфи.

Тассо читает поэму двум Элеонорам. 1865

Морелли начинал как исторический живописец. В манере академической исторической картины исполнены его работы на сюжеты из литературных произведений ("Герцог Лара и его паж", 1860—1861; "Тассо читает поэму двум Элеонорам", 1865, обе — Неаполь, Галерея Каподимонте) и национальной истории ("Цезарь Борджа при осаде в Капуа", частное собрание). В манере академической живописи трактуется художником и сцена на сюжет из христианской истории в полотне «Христианские мученики, несомые ангелами на небо» (1848, Неаполь, Галерея Каподимонте).

В 1850 году, впервые посетив Флоренцию, Морелли сблизился с группой мастеров Тосканы, которые в 1861 году создали художественно-выставочное объединение «Школа Маккьяйоли».

Иконоборцы. 1855

Одной из первых принесших художнику известность работ было полотно «Иконоборцы» (1855, Неаполь, Галерея Каподимонте). Сюжет из истории народного движения XVI века в Нидерландах был приближен художником к событиям современной национальной истории. Закутанные в темные плащи фигуры иконоборцев больше напоминают итальянских карбонариев, носивших такие же накидки и собиравших в церквях на тайные сборища вент.

В начале 1860-х годов, после второй поездки во Флоренцию, Морелли обратился к манере живописи цветовым пятном, в который были созданы небольшие пейзажи и картины с фигурами в пленэре. По образу «школы маккьяйоли» Морелли создал группу художников, дав ей название «Республика Портичи», так как входившие в нее живописцы (не только Неаполя) работали в селениях Портичи и Резина.

Интересной стороной творчества Морелли являлась его работа в театре в 1870—1880-е годы. Им были осуществлены декорации к операм Дж. Верди Макбет, Набукко, Эрнани, Отелло. Морелли был музыкально одаренным человеком, прекрасно чувствовал и понимал музыку.

Христианские мученики, несомые ангелами на небо. 1848

В 1870-е годы художник был уже известен; посетить его мастерскую считалось большой честью. В 1878 году в ней побывали В.Д. Поленов и И.Е. Репин. Последний писал о Морелли, что это «простой, симпатичный человек, с виду очень похож на персианина — черный как смоль... теперь он пишет Христа с толпой народа в Галилее». Над серией полотен на евангельскую тему Морелли начал работать в 1870-е годы. В этот период как и многие его товарищи по борьбе, он остро переживал кризис идеалов Рисорджименто. Как и Мадзини, он мечтал о гарибальдийской «третьей» Италии, которая могла бы вернуть себе славу, завоеванную в эпохи античности и Возрождения.

Мучения Святого Антония. 1870-е

В полотнах евангельской серии ("Осмеянный Христос", "Поверженный Христос", "Христос, успокаивающий бурю", "Христос в пустыне", все — Рим, Национальная галерея современного искусства) Морелли воплотил размышления о волновавшем его «крестном пути» итальянской демократической интеллигенции, о несовершенстве созданного в ходе этой борьбы общества. «Искусство должно изображать фигуры существующие, созвучные своему времени», — писал художник. В образе Христа, «человека из Назарета», Морелли стремился передать не только «личное», соотнося жизнь Спасителя с образами современников, но, говоря словами Мадзини, «коллективное», подразумевая под этим весь человеческий род в его движении к вечной истине. В придании евангельским сценам современного конкретно-исторического подтекста роль Морелли была новаторской. Для написания полотен этого цикла Морелли ездил в Палестину, где на натуре исполнял в манере живописи цветовом пятном пейзажные эскизы, продолжив пленэрные поиски 1860-х годов.

Портрет Луизы Руджиеро. 1880-е

Живописный талант художника раскрылся и в его портретах художника Бернардо Челентано (1859), Луизы Руджиеро (1880-е), Вирджинии Виллари (1882, все — Рим, Национальная галерея современного искусства).

Художник писал и произведения во вкусе салонной живописи — жанровые костюмированные сцены на литературные сюжеты или связанные с восточной экзотикой ("Помпеянские бани", 1861; "Суламифь", 1901, обе — Рим, Национальная галерея современного искусства), не лишенные эротики и натурализма. Эта его «вторая манера» была связана с вынужденной коммерческой деятельностью.

Портрет художника Бернардо Челентано. 1859

Доменико Морелли был художником и деятельной личностью. Он сумел выразить историческое содержание эпохи Рисорджименто, поставившей перед людьми творческой профессии вопрос о нравственной миссии художника. Главной мечтой Морелли было, чтобы его искусство «послужило стимулом для молодых». В силу своего романтического видения мира он не стал к концу жизни веристом, но его историческая живопись и пленэрные поиски были высоко оценены последующими поколениями мастеров.

Елена Федотова