20.09.2008
Публикации

Эдуард Коли Берн-Джонс (1833 — 1898)

Творческая деятельность Берн-Джонса связана в основном с завершающим этапом в истории движения прерафаэлитов, когда оно уже утратило свой наступательный реформистский характер, хотя все еще сохраняло оппозиционность голому практицизму поздневикторианской Англии. Избегая современности, художник придерживался традиции раннего прерафаэлитизма обращаться к сюжетам из античности и Средневековья. Сущность искусства Берн-Джонса становится ясна из его собственных высказываний о живописи, которая должна быть «прекрасной романтической грезой о чем-то, что никогда не было, никогда не будет, ...в земле, которую никто не сможет ни описать, ни вспомнить, только желать».

Король Кофетуа и нищенка. 1884

Сюжет самого знаменитого произведения мастера "Король Кофетуа и нищенка" (1884, Лондон, Галерея Тейт) взят из легенды о короле, который отказался от престола ради любви к нищей девушке. Образы старинного предания переплелись в картине с личными переживаниями Берн-Джонса. Предполагается, что король Кофетуа — это сам художник, в нищенке одни видят сходство с его женой, тогда как другие считают, что здесь изображена некая Френсис Грэм, которой живописец был одно время сильно увлечен. Однако, когда он работал над этим холстом, девушка вышла замуж за другого, что глубоко потрясло мастера. Картина стала выражением пережитого им чувства утраты. Подтверждением этой версии являются анемоны в руке у героини, символизирующие отвергнутую любовь. В композиции полотна ощущается интерес художника к искусству итальянского Раннего Возрождения. Ренессансные прототипы читаются у Берн-Джонса и в постановке фигур, в особенности двух занятых чтением девушек в верхней части холста, и в пространственном решении композиции. Тесное помещение, в котором расположились герои, строится не столько вглубь, сколько разворачивается снизу вверх, будучи ограничено четкими геометрическими формами интерьера — высокими ступенями и деревянной выгородкой. Тонко выписанные предметы антуража — доспехи и корона короля, роскошные платья читающих девушек, резные орнаменты деревянных панелей — придают полотну декоративные качества. Все это великолепие контрастирует с одеянием нищенки, едва прикрывающим ее наготу и напоминающим античную тунику. Художник хотел возвысить образ своей героини, написав ее, как богиню. Однако, изобразив девушку в застылой, иератической позе, с устремленным в вечность взглядом широко раскрытых глаз, он добился ощущения отрешенной разобщенности персонажей, словно погруженных в состояние волшебного сна. Напряженный аллегорический смысл картины сближает творчество Берн-Джонса с европейским символизмом рубежа XIX—XX веков.

Надежда. 1891

Прирожденное чувство декоративного, свойственное мастеру, нашло наиболее яркое выражение в его работе для фирмы «Моррис и К°». Берн-Джонс разделял взгляды своего друга и соратника У. Морриса на состояние современного им общества и искусства. Бездушной и уродливой машинной продукции они противопоставляли ручную выделку предметов прикладного искусства, проповедуя идею возрождения утраченных навыков ремесла. Берн-Джонс прославился своими эскизами для витражей и шпалер, в которых он стремился сочетать высокие декоративные качества с эмоциональной выразительностью человеческой фигуры.

Колесо Фортуны. 1883
Татьяна Воронина