27.09.2008
Публикации

Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919)

Глядя на пронизанные солнцем пейзажи, веселые празднества, красивых улыбающихся женщин, доверчивые лица детей на полотнах Ренуара, создается впечатление, что жизнь всегда поворачивалась к художнику только светлой стороной. А между тем приятие жизни как радости говорит, прежде всего, о мужестве Ренуара, который знал и нищету, и горести, и годы непризнания. Но даже неизлечимая болезнь, которая скрючила его пальцы, лишая возможности писать красками, не погасила этой радости — он стал заниматься скульптурой.

Источником такого отношения к жизни помимо врожденного дара стало наслаждение, которое испытывал Ренуар работая. Его счастьем была живопись.

Бал в Мулен де ла Галетт. 1876

Сын портного, Огюст с тринадцати лет начал работать — его пристроили расписывать фарфор. (Хотя Шарль Гуно, пораженный абсолютным слухом мальчика, советовал ему учиться музыке.) Затем будущий художник перешел на роспись вееров, штор и т. д. По вечерам он прилежно посещал Школу рисунка и декоративных искусств.

Весенний букет. 1866

На заработанные деньги Ренуар поступает в 1862 году в Школу изящных искусств, занимается в мастерской академика Глейра, где знакомится с Моне, Сислеем, Базилем.

Глейр давал ученикам хорошую профессиональную подготовку в соответствии с требованиями Академии. Подойдя однажды к Ренуару, который, по его мнению, передавал фигуру натурщика недостаточно «идеально», профессор заметил: «Вы пришли заниматься живописью ради удовольствия? — Конечно, — простосердечно ответил ученик, — если бы она не доставляла мне удовольствия, я бы не стал ею заниматься!»

Диана-охотница. 1867

Через два года Ренуар с друзьями навсегда покинул Школу и стал работать самостоятельно. В 1864 году в Салон была принята его картина «Эсмеральда, танцующая с козочкой» (впоследствии уничтоженная самим мастером — он счел ее слишком темной и «академичной»). Знакомство с Курбе и его влияние чувствуется в произведениях «Харчевня матушки Антонии» (1866, Стокгольм, Национальный музей), «Диана-охотница» (1867, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Лиз с зонтиком» (1867, Эссен, Музей Фолькванг). В эти же годы начинается совместная работа с Моне на берегах Сены на пленэре. Импрессионизм избавил художника от влияний, он с упоением пишет сверкающую на солнце реку, белые паруса, отражения в воде, цветовые рефлексы — "Купанье на Сене" («Лягушатник») (1869, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), "Сена в Аржантее" (1873, Портленд, Музей искусств). Полотна написаны широким, свободным мазком, чистыми звонкими красками, художник от души отдается «счастью» живописи.

Купание на Сене («Лягушатник»). 1869

Ренуар — тонкий мастер городского пейзажа. В картине «Понт-Нёф» (1872, Нью-Йорк, частное собрание) живописцу удалось передать особое обаяние древнего города, неброский, изысканный колорит, продуманную окраску зданий, пеструю толпу, высокое небо с легкими облаками и сияющий свет, заливающий все вокруг. Это город людей и для людей.

Ложа. 1874

Ренуара влечет не только пейзаж, но и человек. Великолепна его «Ложа» (1874, Лондон, Институт Курто), изображающая эффектную парижанку в театре. Для кавалера позировал брат художника Эдмон, для дамы — девушка с Монмартра. Мастер любит писать шумные сборища в маленьких ресторанах на Сене, народные балы, на которых царит беззаботное веселье — «Бал в Мулен де ла Галет» (1876, Париж, Музей Орсэ), где к вину подавались фирменные галеты — откуда и название. Сюда приходили с семьями по воскресеньям и танцевали с трех часов дня до глубокой ночи. На переднем плане изображены друзья живописца с их подругами, но важны не отдельные персонажи, а стремление передать атмосферу легкости, раскрепощенности, свободы.

Завтрак гребцов. 1881

Для «Завтрака гребцов» (1881, Вашингтон, Галерея Филлипс) вновь позировали друзья. Слева у стола играет с собачкой миловидная девушка — Алина Шериго, будущая жена художника. «Возле нее спокойно», — говорил мастер. Она родила ему трех талантливых сыновей, последнего Клода (Коко), когда Ренуару было шестьдесят лет. Любовью, уютом теплого семейного дома веет от портретов Алины с детьми. В отличие от многих импрессионистов человек занимает в творчестве Ренуара гораздо большее место. В прекрасном «Портрете четы Сислей» (1869, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц) художник с особой деликатностью касается такой тонкой материи, как взаимоотношения людей. Он подчеркивает их духовную близость, бережную рыцарственность мужчины, доверчивую нежность женщины. Нежность — вот слово, которое нередко хочется произнести возле полотен Ренуара, особенно когда он пишет детей, женщин и людей, близких ему по духу. Портрет четы Сислей красив по цвету, хорошо скомпонован, позы естественны — люди легко и свободно чувствуют себя в пространстве холста.

Портрет четы Сислей. 1869

К лучшим портретам XIX века можно отнести «Портрет Виктора Шоке» (1876, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта), друга художника, коллекционера, экономившего на всем, чтобы покупать Делакруа, Моне, Ренуара и других; скромного, интеллигентного человека, образ которого отмечен редким душевным изяществом. На полотне запечатлен не только Шоке, но и сам Ренуар — мы чувствуем его незримое присутствие в том, с какой симпатией пишет он друга, предает его обаяние, ясность духа, деликатность.

Портрет Жанны Самари. 1877

Особенно хороши добрые глаза, их проникновенный взгляд. Токи взаимной симпатии пронизывают и портрет рано умершей прелестной актрисы Жанны Самари (1877, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Они лучатся в ее синих глазах, нежной, чуть печальной полуулыбке. Звучные сочетания розовых, голубовато-зеленых тонов помогают в создании образа талантливого, яркого человека. Рисунок, как и лепка форм здесь свободны, цветовые мазки нередко выходят за границы формы, что придает изображению ощущение дыхания жизни — плечи, руки, овал лица не скованы четким контуром, губы написаны широким мазком и кажутся настолько теплыми и трепетными, будто в любой миг могут шевельнуться от глубокого вздоха или улыбки. Художник писал актрису с воодушевлением и любовью, восхищался ею как актрисой и женщиной: «Что за кожа! Право, она освещает все вокруг… Настоящий солнечный луч», — говорил Ренуар.

Госпожа Шарпантье с детьми. 1878

Портреты особенно удавались художнику, когда между ним и моделью возникала взаимная симпатия, доверие. Поэтому так хороши изображения детей с их широко распахнутыми в мир глазами, открытой улыбкой, доверчивостью, радостным приятием жизни, столь близким самому художнику ("Девочка с лейкой", 1876, Вашингтон, Национальная галерея искусства; "Госпожа Шарпантье с детьми", 1878, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; "Ребенок с кнутиком", 1885, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Но, пожалуй, областью, где талант художника раскрывается наиболее вдохновенно, была обнаженная модель. Когда Ренуар пишет тело женщины, он буквально священнодействует. С величайшей бережностью и нежностью кисть, «лаская» формы, наносит мазки на холст, цвет чуть сгущается в углублениях, перламутр кожи насыщен многозвучием рефлексов — чуть голубоватых, розовых, бледно-зеленых. Ренуар воспевает красоту женского тела как высшее творение природы: «Если бы Бог не создал женскую грудь, я, быть может, не стал бы живописцем», — заметил он однажды.

Обнаженные Ренуара дышат одухотворенной чувственностью — отсюда ощущение чистоты и целомудрия. В них нет и следа жеманности, кокетливой двусмысленности, их красота естественна, как красота цветка или плода.

Обнаженная. 1876

Художник столь боготворит обнаженное тело как некий прекрасный дар природы, что искренне удивляется, когда модель стесняется обнажить грудь — ведь это самое прекрасное, что может женщина явить миру. "Обнаженная" (1876, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), "Светловолосая обнаженная" (1904—1906, Вена, Музей истории искусства) — модели не похожи на царственных одалисок Энгра, не очень вяжется их облик и с нашим представлением об изящных, стройных француженках. Живописец поклоняется плоти естественной, не стянутой корсетом, не замученной диетой, как поклонялись первобытные племена женщине — дарительнице самого большого чуда — новой жизни. Поэтому ему часто позируют служанки, няни его детей, приехавшие из деревни девушки, выросшие среди природы, со здоровым телом, свежей, чистой кожей, — такие, как Габриэль Ренар — няня, служанка, любимая натурщица, член семьи ("Габриэль с обнаженной грудью", 1907, Франция, частное собрание).

Большие купальщицы. 1884—1887

Творчество Ренуара на протяжении долгого творческого пути менялось. После поездки в Италию, покоренный Рафаэлем, он стал более строг по отношению к рисунку, к более точной передаче форм, контура. В этот период, прежде чем писать маслом, он делает десятки рисунков, эскизов с натуры — так появились «Большие купальщицы» (1884—1887, Филадельфия, Музей искусств), созданные как бы в соревновании с Энгром и Сезанном.

Однако эта нарочитая четкость рисунка и формы сковывала живописный темперамент мастера, и он вскоре вернулся к «самому себе», помещая модели среди цветов, плодовых деревьев, радуясь родственной близости всего живого (Ода цветам, 1909, Париж, Музей Орсэ).

Качели. 1876

В начале 1890-х годов творчество Ренуара получает официальное признание, в 1900 году он становится кавалером ордена Почетного легиона. Приходит и богатство. Ухудшается лишь здоровье. Мучительные ревматические боли лишают его возможности писать красками, он переходит на ваяние и с помощью скульптора Гино создает прекрасные скульптуры.

Зонтики. 1883

«Произведение искусства, — говорил Ренуар, — должно вас взволновать, захватить, увлечь». «Картина должна быть радостной, красивой, да, красивой! В жизни и так слишком много тяжелого…»

Вероника Стародубова