04.10.2008
Публикации

Макс Либерман (1847 — 1935)

Макс Либерман — один из ведущих немецких живописцев XIX столетия, яркий и самобытный мастер европейского реализма. Его путь в искусстве определила увлеченность творчеством известных художников 1850—1870-х годов — венгра М. Мункачи, французов Г. Курбе и Ф. Милле, его соотечественника А. Менцеля. Либерман не писал исторических полотен, не увлекался драматическими сюжетами из социальной действительности, не создавал произведений в духе салонной живописи. Он оставался всегда верен натуре, любил путешествия, новые впечатления, в которых находил сюжеты для своих полотен. Как и всех мастеров XIX столетия, его интересовала пленэрная живопись. Поэтому столь большой интерес у него вызвало творчество французских импрессионистов, живописные завоевания которых он соединил со своим глубоким видением натуры, стремлением отображать современную жизнь в тех ее проявлениях, которые он считал достойными кисти художника.

Биргартен в Мюнхене

Окончив берлинский университет и обладая широким гуманитарным образованием, он все же решил заниматься живописью, сначала беря частные уроки, а затем посещая художественную школу в Веймаре. Большую роль в его становлении сыграли путешествия во Францию (1873—1878), в Голландию (1875), в Италию (конец 1870-х), в Мюнхен (1878—1884). Они обогатили его впечатления, позволили шире познакомиться с классическим наследием, наконец, сделать свой окончательный жизненный выбор.

Ева. 1882—1883

В 1780-е годы Либерман писал полотна с изображением занятых повседневным трудом крестьян и ремесленников. Его увлекали сюжеты, в которых труд простых людей — птичниц, женщин, собирающих картофель, прядущих лен, изготавливающих консервы или чинящих сети в рыбацком поселке, ремесленников сапожной мастерской — передавался правдиво, но без подчеркивания его изнурительной монотонности. Подобно собирательницам хвороста Милле или занятым домашними делами крестьянкам Мункачи, герои картин Либермана заняты обычным для них занятием. Художник умеет подчеркнуть серьезность и достоинство, с которым они относятся к своему труду. Столь же привлекательны для него разнообразные типы людей из народа, сосредоточенное выражение их лиц. Маленькая крестьянская девочка на лугу в картине «Ева» (1882—1883, Гамбург, Кунстхалле) или девочка-подросток, пасущая корову ("Девушка с коровой", Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) тоже по-взрослому серьезны и представительны. Полотна этого времени исполнены в характерной для живописи Либермана колористической гамме, строящейся на сочетании коричневого, желтого, зеленого цветов с добавлением нескольких ярких пятен в костюмах. В многофигурных сценах доминируют еще более темные цвета — коричневый, темно-синий, что придает картинам особую колористическую строгость.

Амстердамские белошвейки в саду. 1885

После первого посещения Голландии Либерман увлекся колоритным бытом ее жителей и не раз еще бывал в этой стране. В полотне «Амстердамские белошвейки в саду» (1885, Гамбург, Кунстхалле) изображен тихий уголок дворика амстердамского приюта. В окружении зелени яркими цветовыми пятнами смотрятся белые наколки на головках юных миловидных белошвеек и их белые передники, одетые поверх платьев «домино». В этой работе проявился поиск более разнообразных и тонких цветовых сочетаний в решении всегда волновавшей художника задачи написании фигур в пленэре.

Аллея попугаев в амстердамском зоопарке. 1902

После знакомства с живописью французских импрессионистов Либерман обращается к новым темам, что повлекло за собой изменение живописной манеры. Полотно «Аллея попугаев в амстердамском зоопарке» (1902, Бремен, Кунстхалле) обозначило этот перелом в его творчестве. Особый внутренний ритм увиден художником в обычном эпизоде из городской жизни. В аллее, залитой солнечным светом, проникающим сквозь густые кроны деревьев, гуляет нарядная публика. Палитра Либермана становится светлой и радостной в передаче красок солнечного летнего дня. Световая моделировка сменяется цветовой. Наблюдаемые на натуре рефлексы обретают динамику, отражая неуловимое и изменчивое взаимодействие света и цвета.

На пленэре исполнено и полотно «Прогулка в дюнах» (1908, Бремен, Кунстхалле). Широкая панорама кажущегося бескрайним морского пространства передана излюбленными цветами — желтым, коричневым, зеленым; полоска желтых дюн мягко сливается с островками зелени побережья, переходит белую пену воды у берега, зелень морской дали и белые плывущие облака, завершающие эту цветовую симфонию. Маленькие фигурки людей, совершающих прогулку у берега или сидящих в дюнах, усиливают ощущение безграничности пространства.

Динамикой ритма современной жизни привлекло художника изображение наездников. Он пишет их в парке, у моря, на скачках, подчиняя пластику движения фигур изменяющимся цветовым сочетаниям. Яркие костюмы всадников и всадниц, окраска животных тонко сгармонизированы с зеленью деревьев, оранжевым гравием дорожек, бело-серой гаммой морского побережья, пестрой толпой за барьером на скачках, в которой быстрый темп движения соревнующихся находит эмоциональный отклик.

Ресторан Якоба в Нинштедтене на Эльбе. 1902—1903

Более камерно, чем подобные сюжеты у импрессионистов, смотрятся виды маленьких ресторанчиков у Эльбы или на веранде у моря. Фигуры нескольких посетителей за столиками привносят ощущение размеренного протяженного жизненного ритма. Фиксация изменений цвета и света в пленэре, напротив, рождает впечатление кратковременных мгновений их жизни, чутко передаваемых кистью художника. Это, пожалуй, самые поэтичные произведения Макса Либермана.

Более декоративны полотна с изображением сада художника в Ваннзее. За буйно цветущей растительностью почти не видно дома или фигурки садовницы. Эти холсты написаны яркими пастозными мазками, передающими пиршество красок, которым любуется художник.

Портрет жены художника. 1895

Характерный для импрессионистов прием написания модели в пленэре в потоке солнечного света использован в полотне «Портрет жены» (1895, Веймар, Музей замка). Горизонтально вытянутый формат холста (пленэристы часто обращались к нему) позволяет достоверно передать связь фигуры и световоздушного пространства, проследить изменяющуюся в лучах солнца тональность каждого цвета, обилие и взаимодействие рефлексов.

Автопортрет. 1909—1910

Портрет занимал большое место в творчестве художника. Серия автопортретов, создававшаяся на протяжении всей жизни, многое рассказывает о нелегкой судьбе художника. Ранний «Автопортрет» (1909—1910, Гамбург, Кунстхалле), на котором Либерман написал себя у одного из полотен с изображением всадников, стоящим спиной к зеркалу (что звучит как вызов судьбе, учитывая плохую примету), создан в период его активной творческой жизни, деятельности, связанной с художественно-выставочным объединением «Берлинский Сецессион», одним из создателей которого (1898) и затем президентом (1898—1911) он являлся. Излюбленная «трехцветка» с добавлением белого создает строгую и колористически изысканную гамму полотна. "Автопортрет" 1934 года (Лондон, Галерея Тейт) написан в трудное для художника время. Еврей по национальности, он подвергся преследованиям нацистов в годы фашистского режима. В знак протеста он вынужден был 7 мая 1933 года выйти из членов Прусской Академии художеств, сложив с себя полномочия ее президента (1920—1932). Менее ярко звучащие зеленый, коричневый, желтый цвета в этом портрете оттеняют драматический внутренний настрой образа. Не менее биографичны два других "Автопортрета" (1918, Маннгейм, Кунстхалле; 1930, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).

Портрет Рихарда Штрауса. 1918

Художником создана большая галерея портретов людей, прославивших культуру Германии — В. фон Боде (1904, Берлин, Национальная галерея), Г. Гауптмана (1912, Гамбург, Кунстхалле), Р. Штраус (1918, Берлин, Национальная галерея), профессора Ф. Зауербаха (1932, Гамбург, Кунстхалле). Модель всегда представлена сидящей, и строгая классичность композиции дополнена строгой простотой костюма. С подлинным реализмом Либерман раскрывает в образе социальное происхождение человека и приобретенный с годами опыт в оценке жизненных явлений, что придает его портретам психологическую глубину.

Макс Либерман был не только талантливым художником, но известным деятелем культуры, проявившим в трудные для истории Германии годы подлинный патриотизм и гуманизм. Его имя всегда вызывает высокое уважение у молодого поколения. В написанной им книге «Фантазия в живописи» он рассказал о своей жизни и творческом кредо, и вместе с его живописью она явилась наследием этого крупного мастера XIX столетия.

Елена Федотова